Предощущение весны на исходе года
НАКАЗ НЕРЯДОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТАМ БУШУ И ПУТИНУ.
Накануне встречи Владимира Путина и Джорджа Буша на техасском
ранчо президента США группа американцев, обладающих и научным
авторитетом, и личными заслугами перед своим государством,
публично заявила: поддержку происходящих в России реформ нужно
считать "моральной обязанностью Соединенных Штатов и Запада".
Основными соавторами доклада, названного "Философия общих
интересов: новый формат американо-российских отношений", стали
три бывших сенатора - Дэвид Борен, демократ от штата Оклахома,
Джон Дэнфорт, республиканец от штата Миссури и Алан Симпсон,
республиканец от штата Вайоминг Свои подписи под этим документом
поставили еще тридцать видных политиков и бизнесменов, вошедших в
рабочую группу, собранную вместе Институтом "Восток - Запад", для
того, чтобы "проанализировать результаты деятельности В. Путина
по управлению страной за последние полтора года".
Суммировав удачи и промахи команды Путина, оценив все "за" и
"против" и спрогнозировав всевозможные сценарии будущего,
исследователи пришли к выводу, что двусторонние отношения сейчас
"находятся в критически важной точке". В их интерпретации две
державы оказались на перепутье, когда можно либо свернуть на
тупиковый путь, либо на столбовую дорогу. Последняя ведет к
"новому типу взаимоотношений", когда США и Россия откажутся "от
политики устрашения" и направят свои усилия "на тесное
сотрудничество по устранению существующих для обеих сторон
угроз".
Авторы строго оговаривают и предварительные условия: ни о
каком потеплении не может вестись речь, если Россия "не будет
соблюдать базовые нормы поведения как в своих внутренних делах,
так и во внешнеполитической сфере". В числе "правил поведения"
присутствуют обязательства чтить "права человека, свободу слова и
суверенитет соседних государств". Тем не менее, резюмируют
авторы, уже сегодня перемены в России в "долгосрочном плане
внушают оптимизм". На этой базисной посылке высится
надстройка-резюме - обе страны должны психологически настроиться
на компромиссы по широкому кругу наболевших проблем. Таких, как
судьба Договора от 1972 года по противоракетной обороне,
приближение НАТО вплотную к границам России после кооптирования в
альянс республик Балтии, а также опасность распространения
ядерного оружия и средств его доставки.
Авторы предлагают образовать специальный орган с широкими
полномочиями и подотчетный президентам двух стран для обсуждения
всего комплекса вопросов безопасности. Эта структура не должна
быть привязана только к злободневной конкретике, - скажем, к тому
же Договору по ПРО или переговорам о сокращении наступательных
стратегических вооружений (СНВ-3). Никаких конкретных
предложений, как России проводить военную реформу, в докладе не
приводится. Но есть рекомендация, что если Москва обратится "за
консультациями или содействием, то Запад должен быть вполне готов
к ответным действиям".
В не менее позитивной тональности выдержаны рассуждения о
необходимости "преобразования самой НАТО", что предполагает, по
мнению экспертов, даже членский билет для России - "одновременно
с увеличением ее роли в обеспечении коллективной безопасности".
Обоснованием служит утверждение о том, что "новый раздел Европы,
учитывая все связанные с ним опасности военной конфронтации,
совершенно не соответствует интересам США".
После прочтения доклада становится понятен его масштабный
замысел: не только подвести черту под завершившейся (все еще не
для всех) "холодной войной", но и под "периодом эйфории и
последующим разочарованием 90-х годов". За последние полтора
"отчетных" года, подвергнутых американскими авторитетами ревизии
и осмыслению, произошли заметные сдвиги, не ограничивающиеся
только процентами роста ВВП. Произошло восстановление
управляемости страны, где "в результате осуществления программы
Ельцина по усилению автономии регионов не менее 70%
законодательных актов, принятых на местном и региональном
уровнях, противоречили федеральным законам". Наряду с
возвращением полномочий федеральному центру укрепилась и
"низовая" демократия - в России уже действует свыше 35 тысяч
неправительственных организаций, составляющих "основу, пусть пока
слабую, зарождающегося гражданского общества".
Расширена законодательная база реформ. И так далее.
Не менее важно, полагают американские политологи, что
"администрация Путина выработала у исполнительной власти в России
новое видение ситуации и вселила в нее новые силы. Как
сторонники, так и оппоненты президента Путина одинаково видят в
нем человека, хорошо понимающего стратегически значимые цели...
обратить вспять процесс ослабления федеральной власти, улучшить
экономическое положение и повести наступление на коррупцию и
преступность".
Пафос и стилистика доклада подкрепляет вывод ряда российских
экспертов: спустя десять лет реформ Запад и, в частности США,
хотят привлечь к себе Россию, поскольку она вызывает у них
обоснованное беспокойство. Разница лишь в том, что раньше их
пугала ее мощь, то теперь ее слабость - политическая,
экономическая и даже военная. Американцев в условиях нового
расклада сил после 11 сентября, похоже, перестала устраивать
ситуация, когда Россия находится в положении вечно "догоняющей",
когда, цитирую, "ее экономика зависит от капризов международных
энергетических рынков и долговых спекулянтов". Оказавшись в этой
ловушке, Россия может начать продавать оружие и военные
технологии тем государствам, которые в США числятся "изгоями".
Более того, в этом случае Россия "начнет еще сильнее отставать от
более динамичных и процветающих государств Европы и Азии и
обнаружит, что ей все сложнее жить в мире с другими странами и
даже с самой собой. Вряд ли такой исход отвечает чьим-либо
интересам. Во всяком случае - не российским. И уж точно не
интересам Америки".
Строго говоря, в таком подходе ничего принципиально нового
нет. Знаменательно то, что именно сейчас на фоне все еще
дымящихся развалин нью-йоркского Всемирного торгового центра и
ковровых бомбардировок позиций талибов в Афганистане делается
вывод о том, что мы "находимся на поворотном пункте истории,
который позволяет изменить природу взаимоотношений США с
Россией". Одна из причин, не скрывают авторы, лежит не в тех
процессах, которые происходят внутри России или США, а в
изменившемся геополитическом контексте, "когда мир во многих
отношениях стал более разобщенным и опасным, чем он был во время
"холодной войны".
Услышат ли голос тридцати трех американских политологов в
администрации президента Джорджа Буша? Ответ на этот вопрос будет
известен через неделю - после обещающего стать, как у нас
говорят, судьбоносным саммита Америки и России на техасском
ранчо.
Владимир МИХЕЕВ.
06-11-2001, Труд