TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Железнодорожный квадрат

ЧЕТЫРЕ КЛЮЧЕВЫХ ЗАКОНОПРОЕКТА МПС СОЗДАДУТ, ПО ЗАМЫСЛУ,
ПРАВОВОЙ КАРКАС СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ОТРАСЛИ.
К 10 ноября Министерство путей сообщения Российской Федерации
должно внести на рассмотрение правительственной комиссии по
структурному реформированию железнодорожного транспорта проекты
законов, необходимых для правового обеспечения реализации
программы реформы отрасли.
О том, как идет подготовка этих документов и каковы
перспективы их дальнейшего прохождения с учетом сложного процесса
согласования и доработки, рассказала на брифинге в МПС
заместитель министра путей сообщения РФ, первый заместитель
руководителя штаба реформирования железнодорожного транспорта
Анна БЕЛОВА.
Вот уже полгода идут реформы.
- Железнодорожный транспорт чувствует себя хорошо, - заявила
замминистра Анна Белова.
- Я с удовольствием смотрю на цифры, - сказала она. - В
августе-сентябре в сравнении с аналогичным периодом прошлого года
выросли почти все показатели работы железных дорог В данном
случае оказалось неверным расхожее мнение о том, что начало
проведения любой реформы обязательно и всегда сопряжено со спадом
текущей деятельности. Напротив, итоги двух месяцев воодушевляют.
Вместе с тем разработчикам приходится действовать в цейтнотном
режиме. И прежде всего на таком важнейшем направлении, как
создание нормативно-правовой базы. Сроки очень жесткие. Они
установлены таким образом, чтобы Государственная Дума на нынешней
осенней сессии рассмотрела предлагаемые поправки в
законодательные акты, а на весенней сессии 2002 года приняла
законы. Иначе достижение главной цели первого этапа реформы -
создание открытого акционерного общества "Российские железные
дороги" - окажется смещенным на полгода и к 2003 году создано не
будет.
Исходя из этого, "пакет МПС" должен поступить в
правительственную комиссию, возглавляемую вице-премьером
И.Клебановым, до 10 ноября. Тогда законопроекты могут быть
рассмотрены на заседании правительства 29 ноября с последующим
представлением их в Госдуму и Совет Федерации.
Между тем проводимая в установленном порядке согласительная
процедура не завершена в полном объеме. Это связано с тем, что в
позициях заинтересованных министерств и ведомств все еще есть
острые углы, которые никак не решаются за "круглым столом".
Сказываются и организационные сбои. Так, вначале главным
исполнителем по законопроекту об ОАО "Российские железные дороги"
было назначено Минимущество. А 20 сентября этим министерством
было принято решение о передаче полномочий по данному вопросу без
каких-либо наработок Министерству путей сообщения. МПС пришлось
заново разрабатывать проект, рассылать его по ведомствам,
собирать отзывы. С задачей в основном справились, но потерянного
времени не вернуть - ряд процедурных мероприятий в связи с этим
затянулся.
В правительственной комиссии Анна Белова возглавляет рабочую
группу по нормативно-правовому обеспечению реформы. В этой группе
достаточно полно представлены заинтересованные министерства и
ведомства. На правах наблюдателей в нее входит целый ряд членов
Ассоциации перевозчиков, собственников подвижного состава,
представителей таких крупных структур, как, например, "Русский
алюминий".
На последнем заседании комиссии было принято решение
образовать общественный совет. В него, сообщила А.Белова, войдут
федеральные и региональные власти, перевозчики, грузоотправители,
а также представители научных и общественных организаций.
Именно этим двум органам - рабочей группе и общественному
совету - и предстоит дорабатывать законопроекты.
Среди них - проект Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О федеральном железнодорожном
транспорте". В нем уточняется система государственного
регулирования на отечественных железных дорогах в новых условиях.
Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации"
содержит нормы, устанавливающие порядок работы, изменившийся в
свете структурной реформы, а также нормы, отвечающие новым
отношениям в процессе грузовых и пассажирских перевозок.
Следующий документ - "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О естественных монополиях". Он уточняет, что к
монопольному сектору, подлежащему регулированию, относятся не
перевозки как таковые, а лишь услуги по предоставлению
инфраструктуры (рельсы, шпалы, вокзалы, локомотивы, вагоны) в
области их организации и осуществления.
И, наконец, новинка законотворчества - проект "Об открытом
акционерном обществе "Российские железные дороги". Необходимость
в таком документе вызвана тем, что в действующем российском
законодательстве не предусмотрены акционерные общества, сто
процентов акций которых принадлежат государству.
Ввиду особой значимости для страны железнодорожного транспорта
предполагается, что все 100 процентов акций ОАО "РЖД" будут на
законодательном уровне закреплены за этой компанией как
государственная собственность. Учредителем выступит правительство
РФ. Железные дороги будут входить в ОАО "РЖД" на правах его
территориальных подразделений. В состав компании войдут заводы по
ремонту подвижного состава, путевой техники и производству
технических средств, а также отраслевые учебные заведения.
Компания возьмет на себя оперативное управление перевозочным
процессом, финансовое планирование и управление персоналом.
В ведении МПС останется проведение государственной политики в
области железнодорожного транспорта и нормативно-правовое
регулирование работы отрасли (лицензирование и т.п.).
Постановлением правительства обеспечение проведения реформы
возложено на МПС России. Перед государством и обществом это
министерство несет ответственность за выполнение соответствующей
программы.
Текущий момент требует консолидации позиций исполнительной и
законодательной власти. Анна Белова надеется, что без
бюрократических проволочек, точно в установленные сроки удастся
получить должную правовую базу.
Конечно, было бы ошибкой в ожидании решения парламента
приостановить работу по другим направлениям реформирования. А их
в общей совокупности немало. Вот потому-то одних только
специализированных рабочих групп в штабе реформирования отрасли
около десяти.
Наиболее важными и неотложными Анна Белова считает две
проблемы: инвентаризацию имущества отрасли и реструктуризацию
задолженности МПС.
Долги железных дорог перед бюджетами разных уровней и
различными фондами составляют 29 млрд. рублей. Уже проработано
несколько вариантов реструктуризации, однако наиболее оптимальный
из них будет осуществляться после инвентаризации.
Без нее трудно обоснованно сформировать уставный капитал ОАО
"РЖД". За инвентаризацию отвечает Минимущество. Создана
специальная комиссия. Инвентаризация начнется с января 2002 года,
а ее результаты будут переданы в правительственную комиссию к 1
июня будущего года.
Замминистра довольно подробно рассказала о ключевых событиях
последнего времени, связанных с обсуждением законопроектов.
Многие мероприятия организовывало само МПС, в других - оно
участвовало. Это ассамблея в Сочи руководителей МПС и семнадцати
входящих в его состав железных дорог В Нижнем Новгороде прошло
совещание руководителей субъектов Федерации, по территории
которых проходит Горьковская железная дорога. О реформировании
отрасли речь шла на встрече с депутатами Госдумы. Заметными
событиями стали "круглые столы" в Торгово-промышленной палате и
Российском союзе промышленников и предпринимателей.
На "круглых столах" звучали и категорические требования к МПС:
немедленно отменить перекрестное субсидирование, обеспечить
недискриминационный доступ к рельсам, ввести прозрачное
тарифообразование.
Надо сказать, что в этих требованиях нет особой новизны.
Решение названных задач предусмотрено программой реформ. Но
просто невозможно сделать все сразу, "здесь и сейчас".
Любители звонкой терминологии с особым удовольствием прибегают
к эпитету "прозрачный". Он так красиво звучит в паре со многими
словами: "прозрачные финансы", "прозрачные тарифы", "прозрачная
реформа", "прозрачный механизм"... А ведь применительно к
полувоенной отрасли "прозрачность" не всегда уместна. При
отсутствии четкой методологии определения таких понятий все эти
слова превращаются в "пустышки".
Открытость и гласность, совместный поиск правильных решений,
справедливых законодательных норм - все это, разумеется, полезно
и привлекательно. Однако, как всегда и везде, и в этой процедуре
не помешало бы чувство меры. Особенно в отношении тех
предложений, которые явно продиктованы собственной выгодой и
о-очень далеки от общегосударственных интересов.
Как ни вспомнить известную басню про слона-живописца.
Нарисовал он редкой красоты пейзаж и пригласил обитателей леса
оценить картину. После ритуального "одобрямса" звери стали
"выкатывать" свои замечания и пожелания. Свинью расстроило
отсутствие на полотне желудей. Заяц возжелал морковку, козел -
капусту. А крот - тот потребовал изобразить весь огород. Слон,
конечно, расстроился, но тем не менее решил угодить всем
"ценителям", даже для отсутствовавшего медведя подрисовал под
дубом бочку меда. В результате получился не пейзаж, а ералаш.
Широкое обсуждение законопроектов обнажило и корыстные
устремления отдельных компаний и ассоциаций. Их энергичный напор
так силен, что еще большой вопрос, удастся ли в конечном итоге
отсеять эти узкие интересы согласительным комиссиям. Не окажутся
ли подмененными уже утвержденные правительством цели
преобразований? Как бы во всей этой суете вместо милой
новорожденной девочки- реформы нам не подсунули злого мальчика,
волчонка-ваучера.
Александр ИВАНЧЕНКО.




06-11-2001, Труд