Помочь ребенку - помочь семье
ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ ПОСОБИЙ СТАНОВИТСЯ НОРМОЙ.
Несколько лет назад моему знакомому - довольно известному
писателю пришла первая "повестка" из райсобеса: "Вам предлагается
явиться (число, время и адрес) за получением гуманитарной помощи
на детей (имена)...".
Дети в семье действительно были, причем даже трое - от второй
жены. Но в помощи, во всяком случае материальной, малютки не
нуждались: приемный отец регулярно получал солидные зарубежные
гонорары. Не требовались в этой семье и аккуратно начисляемые
детские пособия.
"Кому нужна эта "распределиловка"?" - возмущался писатель,
сочиняя вместо очередного детективного романа очередной отказ от
навязываемых казенных благ Но "повестки" продолжали приходить.
Видимо, данная "многодетная семья" была занесена в какой-то
нерушимый чиновничий список.
Таким образом, "размываются" средства на эти цели, многим
действительно нуждающимся детям даже скудная государственная
помощь доходит с перебоями. Даже сегодня общая задолженность по
детским пособиям в целом по Российской Федерации составляет около
19 миллиардов рублей. В 12 регионах страны объем задолженности
держится на уровне от 5 до 12 месяцев, в 30 регионах долги
превышают годовой и даже полуторагодовой объем средств, требуемых
для этих целей. В 13 регионах задолженность превысила
двухгодичный объем средств.
Но одновременно более чем в 30 регионах задолженность или
отсутствует вовсе, или сумма ее незначительна, а в 50 регионах ее
объем постоянно снижается. А еще в 1999 году без долгов по
детским пособиям во всей стране было лишь четыре региона. То есть
ситуация в принципе перестала быть неуправляемой. И это -
результат изменения самой системы начислений и выплат "детских"
денег
- Когда финансирование этих выплат производилось из
региональных бюджетов, в стране не было, пожалуй, более острой
проблемы, - утверждает заместитель председателя Комитета по делам
женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Зоя Воронцова. - В
различных регионах женщины нередко устраивали пикетирование и
даже захваты районных городских администраций, предпринимали
массовые походы в краевые и областные центры, требуя погашения
многомесячных долгов по детским пособиям. Требовалось прежде
всего добиться полного выделения средств на эти цели. Поэтому еще
в период формирования федерального бюджета на 2001 год мы
поставили задачу покончить с этой стыдной проблемой и этим
безобразием, заложить в бюджет строчку целевого финансирования. И
своего добились:
заложили 22,8 миллиарда рублей - специально на выплату детских
пособий...
В комитете, однако, прекрасно понимали, что включение этой
суммы отдельной строкой в отдельно взятый годовой бюджет проблему
не решает. Где гарантия, что в следующем году удастся сделать то
же самое? Поэтому следующим шагом было внесение в Думу и далее в
Совет Федерации поправок в соответствующий закон, с тем чтобы
целевое финансирование детских пособий стало не исключением, а
нормой. 30 мая принятый парламентом законопроект подписал
президент В. Путин.
- Теперь нам легче "воевать", - говорит З. Воронцова. - Уже на
2002 год на выплату детских пособий заложено 24 миллиарда рублей:
небольшое, но все-таки увеличение. А если консолидируем усилия,
можно будет "выколотить" у правительства из "заначки" еще
несколько миллиардов на погашение прошлых долгов и на увеличение
нынешнего размера детских пособий.
Но мало было заложить в бюджет нужную сумму - требовалось
сделать так, чтобы деньги дошли до тех, кому предназначались.
Поэтому все "детские" деньги теперь не отдаются регионам, а
закладываются в специально созданный Фонд компенсаций. А уже из
него субъекты Федерации ежемесячно получают ровно столько
средств, сколько требуется на текущие выплаты ежемесячных пособий
каждому ребенку, живущему в семье с доходом ниже прожиточного
минимума (в целом по стране таких сегодня насчитывается 23,2
миллиона). И ни один губернатор или президент уже не может
пожаловаться, что у него "нет денег на детей".
- Главный плюс новой системы - коренное изменение самой схемы
прохождения денег, - поясняет первый заместитель министра труда и
социального развития РФ Галина Карелова. - Теперь они через Фонд
компенсаций идут даже не в региональные бюджеты, а
непосредственно - через казначейства - в органы социальной
защиты. Контроль идет тройной, поэтому деньги никуда не могут
быть израсходованы, кроме как на эти цели. А ведь раньше были
случаи, когда деньги, предназначенные (и запланированные) на
выплаты детских пособий, шли, скажем, на закупку горючего или еще
какие-то иные цели. Не говорю, что уходили "налево", речь не о
криминале.
Проверки показывали, что в подавляющем большинстве случаев
деньги тоже шли на нужные и важные дела. Но ничего важнее, чем
ребенок, в государстве быть не может.
А теперь система текущих выплат работает как часы.
Правда, такая система не решает проблемы погашения уже
накопленной задолженности. Но все-таки можно жить без "текущих
долгов" перед детьми.
- Мы еще только в начале пути, - добавляет заместитель
председателя Комитета по труду и социальной политике
Государственной Думы РФ Владимир Пашуто. - Ведь реальные затраты
на ребенка пока многократно выше, чем размер выплачиваемого
ежемесячного пособия. Потому ближайшая задача - изыскать
возможности для увеличения их размера, для начала хотя бы
двукратного. Но есть другая сложность - накопленные долги. И
здесь основная вина лежит на региональных властях. Скажем,
Свердловская область задолжала аж за 38 месяцев - это почти три
года. Долги Читинской области - 37 месяцев. Иные "их" дети уже
сами стали папами-мамами, а государство до сих пор им должно.
Омская область накопила долгов за 30 месяцев, Калмыкия - за 20.
Большие долги у Ульяновской области, некоторых других регионов.
Нужно учесть, что эти регионы задолжали самым-самым
нуждающимся своим гражданам. Одна лишь выплата накопившихся
долгов стала бы очень серьезным подспорьем каждой семье.
Есть еще одна проблема - уточнение "адреса", по которому
уходят деньги.
- Сегодня действует весьма упрощенная форма определения, кому
положено пособие, а кому - нет, - говорит еще один заместитель
председателя Комитета по труду и социальной политике
Государственной Думы РФ Валентина Савостьянова. - Человек
приходит в органы социальной защиты, заполняет декларацию,
истинность которой никто не проверяет, - и все: он уже в
"денежных" списках. Конечно, при нынешнем весьма скромном размере
детского пособия вряд ли найдется много желающих "подзаработать"
на этом. Но если исходить из того, что вся система нуждается в
корректировке?.. Выход я вижу в введении единого семейного
пособия. То есть сначала надо разработать какие-то социальные
стандарты и в соответствии с ними выплачивать пособия в
зависимости от дохода каждой семьи. Кстати, при выплате таких
сумм можно будет уже проверять достоверность данных о реальных
заработках претендентов на государственные доплаты.
...А первый шаг уже сделали: регулярно выплачиваемые детские
пособия стали реальностью в малообеспеченных семьях.
Александр КИРИЛЛОВ.
06-11-2001, Труд