TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Осторожно: конституция

ВЯЧЕСЛАВ НИКОНОВ, ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА "ПОЛИТИКА".
В последние недели лозунгом дня стала реформа Конституции.
Руководство Совета Федерации, думская оппозиция, ссылаясь на
неполную работоспособность президента, предлагают в срочном
порядке организовать Конституционное собрание для пересмотра
Основного Закона, перейти от всеобщих выборов главы государства к
назначению его этим собранием или некоей коллегией выборщиков.
Никогда не относил себя к пылким поклонникам действующей
Конституции, всегда полагал, что в ней нарушен баланс между
ветвями власти, недостаточно защищены основные свободы, запутаны
федеративные отношения. Но то, что сейчас предлагают некоторые
сенаторы и коммунистические депутаты Думы, может обернуться для
страны крайне опасными последствиями.
Разберемся сначала с Конституционным собранием. Для решения
вопросов усиления полномочий правительства или парламента, чем,
по их словам, собираются заняться депутаты, существует рутинная
процедура внесения поправок. Созыв Конституционного собрания
предусмотрен Основным Законом только в том случае, если
существует острая надобность изменять разделы, относящиеся к
основам государственного строя и правам человека, а вовсе не к
прерогативам различных ветвей власти. Значит, речь идет о
намерении изменить строй или отредактировать наши права. Если
так, то хотелось бы заранее знать, что именно не устраивает
депутатов. Что Россия - демократическое государство? Что она -
республика? Что она - Федерация? И какие именно из прав человека
нам соблаговолят оставить?
Серьезные вопросы вызывает и процедура формирования
Конституционного собрания. Существующие на этот счет в Думе
законопроекты предлагают включить в его состав депутатов обеих
палат в полном составе, судей высших судов, представителей
профсоюзов и непонятных общественных организаций. Человек эдак
семьсот. Ясно, что, кроме судей (которые вообще-то не должны
писать законы), в этом собрании будет не больше дюжины
профессионалов, действительно разбирающихся в сложнейших
конституционных хитросплетениях. И не они будут принимать
решения, а депутаты Думы, которые получат в Конституционном
собрании подавляющее большинство мест. Если судить о возможных
достоинствах будущего Основного Закона по качеству обычных
законов, ныне принимаемых парламентом, то следует прийти к
однозначному выводу, что действующую Конституцию точно трогать не
следует.
Теперь о выборах президента. Во имя якобы экономии средств и
предотвращения злоупотреблений нам предлагается отказаться от
всеобщего и прямого избрания главы государства. Сразу же хочу
напомнить, что случилось с Михаилом Горбачевым, который решил
обойтись без выборов и предпочел получить свой мандат из рук
Съезда народных депутатов. Быстро выяснилось, что президент СССР
слабее любого из лидеров союзных республик, которые имели более
весомый мандат народного избрания, и Союза не стало. Не думаю,
что Россия также просуществует долго после того, как каждый
губернатор станет более легитимным и политически сильным, чем
глава государства.
Непрямые выборы президента проводят только в тех странах, где
существует парламентское правление и президент выступает чисто
номинальной фигурой. По причинам, которые в короткой статье
подробно не объяснишь, парламентарная республика современной
России категорически противопоказана. Скажу лишь только, что меня
бросает в дрожь при мысли, что страной будет управлять не кто-то
конкретно, а Дума, которая может месяцами рассматривать и не
решать пустяковый вопрос и превращать каждое свое заседание в
политический митинг
Я не вполне понимаю, ради чего необходимо отнимать у граждан
России основное демократическое право - избирать президента. Если
наступление на полномочия главы государства планируется
осуществлять во имя борьбы с его "авторитаризмом", то почему для
этого надо отказываться от демократии? Она - вещь недешевая, но
это единственное, что способно обеспечить ответственность власти
за свои дела.
При этом известно: злоупотреблений при непрямых выборах даже
больше, чем при нормальных. Ведь купить, обмануть, запугать
горстку выборщиков гораздо легче, чем весь народ. А если
выборщиков избирать всеобщим голосованием в субъектах Федерации,
то не получается и никакой экономии. Одна президентская кампания
никак не дороже 89 региональных.
Для меня очевидно, зачем неизбираемый глава государства
требуется некоторым губернаторам. Им нужен карманный президент
России. Мне понятен интерес КПРФ. Она, очевидно, не надеется, что
ее кандидат когда- либо сможет получить больше половины голосов
сограждан. Но только забота об интересах страны здесь явно не
просматривается.
Накануне годовщины революции 1917 г о последствиях выхода за
конституционное поле (пусть даже тогда оно было у нас
"псевдоконституционным") особенно уместно напомнить. В феврале
забыли о праве. После Октября за три года похоронили 15 млн.
россиян, погибших в братоубийственной гражданской войне.




06-11-1998, Труд