Умеем! от добра добра не ищут
АЛЕКСАНДР ПРОЦЕНКО.
ПОЧЕМУ РАБОТНИКИ ОДНОЙ ИЗ КРУПНЕЙШИХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
СОВЕРШЕННО НЕ ИНТЕРЕСУЮТСЯ МИТИНГАМИ И ДЕМОНСТРАЦИЯМИ.
С крыши новенького "двадцатитысячника" - громаднейшего
стального резервуара, способного вместить 20000 тонн нефти, вся
площадка перекачивающей станции как на ладони.
- Там, справа, - вход трубы из Альметьевска, рядом еще одна,
подальше - выход трубы на Рязань, а левее - труба на Ярославль, -
поясняет и.о.
замначальника станции Александр Беляков. Мы прилежно
вглядываемся и вправо, и влево, и... Ну нет у меня ощущения, что
нахожусь на территории индустриального гиганта, через который
проходит треть (!) всей нефти, добываемой в России.
Если не оборачиваться на расположенный неподалеку
нефтеперерабатывающий завод "НОРСИ" (кстати, сырье на него
поступает буквально "из-под моих ног") и включить самую малость
фантазии, картина представляется чуть ли не
пасторально-идиллической. Ибо основное оборудование - входящие и
уходящие магистральные трубопроводы, а также большинство
гигантских резервуаров с нефтью - спрятано под землей.
Воображение подсказывает, что летом они должно быть укрыты
цветочным ковром (потом мне подтвердили - это действительно
так!), а весной и осенью здешний персонал просто обязан за смену
собирать полные корзины грибов (тут не угадал, год был
неурожайным).
Но пора спускаться на грешную землю, и нашему заботливому
хозяину Белякову вновь становится грустно и неудобно. Незваные
гости (журналист в том числе) нагрянули в самое неподходящее
время: лето давно кончилось, зима не началась, на станции в
полном разгаре реконструкция, а потому всегда аккуратные, чисто
вымытые бетонные дороги между трубопроводами, наземными и
подземными емкостями, насосными и прочими технологическими
объектами сплошь залиты и заляпаны слоем жидкой глины. Одно
утешает: через год, если не раньше, эта станция, расположенная на
дальней окраине древнего российского городка Кстово, что под
Нижним Новгородом, будет совсем как новенькая. А по
установленному здесь оборудованию, по технологии - самой
передовой, самой современной во всей отрасли.
Да-да, именно отрасли, причем важнейшей для нынешней России.
Головная нефтеперекачивающая станция, на которой мы побывали, -
одно из предприятий компании "Верхневолжские магистральные
нефтепроводы". Ее центральный офис - в Нижнем Новгороде, сфера
действий - 12 областей России). В то же время она - одно из
территориальных подразделений общероссийской государственной
нефтепроводной компании "Транснефть", владеющей более 14 тысячами
километров магистральных трубопроводов и транспортирующей по всей
территории страны и на экспорт почти все 100 процентов добытого в
России углеводородного сырья.
- Мы не самая большая часть "Транснефти", - рассказывает
генеральный директор ОАО "Верхневолжские магистральные
нефтепроводы" (ВВМН) Виктор Александров. - Скорее, ее "золотая
середина": и по километражу обслуживаемых труб, и по объемам
перекачки.
Но именно мы снабжаем нефтью Московский, Рязанский,
Ярославский, Киришский нефтеперерабатывающие заводы - то есть
весь центр и северо-запад России. У нас - основной участок
нефтепровода "Сургут-Новополоцк";
далее - на латвийский Вентспилс, то есть на экспорт. А это -
деньги, валюта!..
Казалось бы, чем хвастается гендиректор? Ведь добывают нефть
не они, продают - тоже другие. Александров подчеркивает: "Мы - не
коммерсанты, мы - извозчики!" С удовольствием рассказывает:
предлагали работать не за деньги, а за бартер, за нефть, которую
можно выгодно перепродать, а он отказался: "Каждый должен
заниматься своим делом!" Чем тут гордиться, если все как в
школьном задачнике про бассейн, где "в одну трубу вливается" и
столько же из "другой трубы выливается", и от него, Александрова,
и его людей ничегошеньки не зависит?
Но на самом деле - зависит, да еще как! В прошлом году с
большими трудами закончили восстанавливать нефтепровод
Сургут-Новополоцк. Хотя труба проложена меньше десяти лет назад,
трасса прошла по болотам. Применявшаяся в то время изоляция
трубопровода тоже оставляла желать лучшего. В общем, состояние
отдельных участков вынудило ограничить пропускную способность. А
магистраль - экспортная, а когда у нас в стране трудно, куда
качают нефть? Правильно, туда!
В общем, нефтепровод восстановили до первоначального
состояния. В прошлом году объем перекачки вырос на 4 процента ("А
это - денежки!"), в нынешнем прибавка будет не меньше 10
процентов. Вот тебе и "извозчики"!
А еще в нынешнем году восстановили проектную пропускную
способность трубопровода Ярославль - Кириши. И теперь все
обслуживаемые компанией 4,5 тысячи километров нефтепроводов могут
работать с полной нагрузкой. Более того, в нынешнем году
верхневолжане первыми в "Транснефти" заканчивают внутритрубную
диагностику на всех своих трассах. И теперь им ясно, какие
участки нужно ремонтировать в первую очередь, какие - во вторую,
и так далее.
Но это - государственный интерес, а где же личный? Я посмотрел
цены в магазинах Кстово и Нижнего Новгорода:
отличия от московских очень небольшие. Но, между прочим, 7
октября, во время всероссийской акции протеста, никто из
трубопроводчиков на митинги не пошел.
- У нашей организации статус очень высокий, - объясняет
старший диспетчер Горьковского трубопроводного управления
(структурное подразделение "ВВМН") Лариса Кулакова. - К нам на
работу люди в очереди стоят. Работа хорошая, зарплата высокая, да
еще практически без задержек. Чего бастовать-то?
Ларису Александровну есть смысл послушать. Журналистам ее
преподносят как здешнюю достопримечательность:
кадровики подсчитали общий стаж работы в трубопроводной
системе семейства Кулаковых-Картавочкиных (девичья фамилия) -
вышло аж 145 лет. Дед был нефтепереработчиком в Махачкале, отец
стал трубопроводчиком на Сахалине, а она пришла в систему уже на
Нижегородчине сразу после школы (институт пришлось кончать
заочно). Переманила из нефтепереработки мужа (когда сменный
инженер Лариса Кулакова ушла в декрет, ее место занял сменный
инженер Федор Кулаков). Сестра - оператор на перекачивающей
станции. Вон уже и дочь, бросив медицину, перешла в прочностную
лабораторию - следит за качеством трубы и учится в Кстовском
нефтяном техникуме...
Феномен? Нет, скорее, из всех типичных примеров - самый яркий.
Здесь сохранилась, а теперь даже укрепляется система трудовых
династий, когда родители приводят за собой детей. Мне
рассказывали, как мать, инженер системы АСУ, привела к начальнику
дочь, тоже инженера АСУ: "На пенсию уйду - примите дочку на мое
место!" В бригадах и сменах бок о бок работают братья, дяди и
племянники.
Здесь много отставных военных (капитан или майор на рабочей
должности - не редкость). Средний образовательный уровень
приближается к среднетехническому (на инженерных должностях - все
с высшим). Нет текучести кадров. А о пьянке, прогулах не
вспоминают уже лет пятнадцать. Начальники управлений стыдливо
отводят глаза, встречая в городе старого друга:
просит устроить на работу сына (дочь), а вакансии даже не
предвидятся...
И от этой благодати - бастовать? Против нее - протестовать?
- Есть у нас один "баламут" - смеется Кулакова. - Бывший
секретарь парторганизации, ныне активист КПРФ.
Литературу нам приносит, пропагандирует... Мы слушаем
(человек-то хороший!), но - не слушаемся... (Потом я узнал:
о "баламуте" - начальнике отдела АСУТП Андрее Киселеве
известно и генеральному директору компании. И - ничего!
Александров ценит Киселева как отличного специалиста, а на
"коммунистические пристрастия" старается не обращать внимания.).
- Может быть, если бы я работу потеряла, - продолжает Лариса
Кулакова, - или компания не заботилась бы о работниках (путевки,
лечение, да мало ли?), я бы тоже пошла митинговать. А пока -
сытый голодного не разумеет, так ведь?
Приходится признать, что у трубопроводчиков царит редкое для
нынешних времен благополучие. Откуда оно?
- Думаю, основа была заложена при создании нынешней
трубопроводной системы, - размышляет вслух гендиректор Виктор
Александров. - И дело не только в деньгах. В нашей отрасли
никогда не было сверхвысоких заработков - нефтяники, как правило,
жили богаче. Зато ответственности у нас всегда - выше крыши.
Нельзя сорвать задание по перекачке нефти! Нельзя
(ка-те-го-ри-чес-ки!!!) допустить аварию на трубе. А если уж
случилась беда - все на выручку, не считаясь ни с должностями, ни
со временем.
Это воспитывает, сплачивает людей. Появляется своя, особая
гордость даже оттого, что среди ночи могут вытащить из постели и
увезти по срочному заданию: "Вот, оказывается, какой я нужный -
без меня не обойтись!".
Хочу заметить: в жизни Александров как бы противоречит сам
себе, рубит сук, на котором сидит: делает все возможное для того,
чтобы его работникам не на чем было самоутверждаться. Уже более
трех лет в ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" не
зафиксировано ни одной аварии. Хотя авралы случаются. А свою
нужность можно почувствовать и в другом деле.
Нынешним летом губернатор Нижегородчины Иван Скляров вручал
награды работникам ОАО "ВВМН" Юрию Ломброзо и Николаю Максимову -
за ударную работу на восстановлении экспортного нефтепровода в
районе чеченского города Гудермес. Впереди - не менее
ответственная задача: именно "Верхневолжские магистральные
нефтепроводы" назначены от "Транснефти" головной, главной
организацией, ответственной за строительство Балтийской
трубопроводной системы. Первая нитка нефтепровода от Киришей до
Приморска, что под Санкт-Петербургом, должна заработать через 1,5
- 2 года.
Россия, которая сегодня платит Латвии сумасшедшие деньги за
отправку нефти через Вентспилс, получит свой нефтяной путь в
Европу. Который к тому же обещает быть дешевле на 2 - 3 доллара с
каждой экспортной тонны. Выгода многомиллионная...
- Работы прибавляется, - говорит гендиректор. - Но сегодня
стало очень интересно работать. После смены руководства
"Транснефти" коренным образом улучшилась моральная обстановка. К
управлению отраслью пришла молодая, перспективная команда.
Действуем с Москвой в полном контакте. И вот результат: во время
августовского кризиса компания не потеряла ни копейки, мы успели
перевести финансовые потоки в надежные банки. Везде - неплатежи,
а у нас повышение зарплаты: немного, всего на 20 процентов, но
все же... Сегодня задача - ускоренное техническое перевооружение,
в этом тоже находим поддержку "наверху".
Александров с интересом и одобрением следит за действиями и
кабинета Евгения Примакова. Больше всего он опасается
вмешательства политиков в экономику: "Ну не дергайте вы
правительство хотя бы три-четыре месяца, дайте увидеть
результаты!".
В таком неприятии "политики" с гендиректором вполне солидарны
рабочие компании. На той же головной перекачивающей станции под
Кстово я спросил сменных электромонтеров Александра Потапова и
Владимира Журавлева: как они собираются отметить 7 ноября?
Коммунисты, например, предлагают помитинговать...
- Хватит горло драть! - был ответ. - Кому она нужна, эта
политика? У нас к тому же дело имеется - вот эта труба!..
Нижний Новгород - Москва.
06-11-1998, Труд