Уроки истории
А.Н.
В названии новой книги Анатолия Ланщикова "Череда окаянных
дней" (издательство "Форум") слышна перекличка с известным
произведением Ивана Бунина. Это сразу настраивает читателя на
определенный лад - тревожного раздумья о судьбах страны и народа
на излете тысячелетия.
В сборник вошли публицистические статьи о политике и истории.
На упреки в том, что он, авторитетный литературный критик, не
пишет о литературе, А.Ланщиков отвечает так: "Тот, кто сегодня
покидает литературу и уходит в историю, по сути дела, уходит на
передовую. А тот, кто продолжает заниматься литературными
дебатами в режиме мирного времени, - тот предпочитает оставаться
в тылу... Кто сегодня контролирует прошлое, тот реально сегодня
держит власть в своих руках и имеет все перспективы сохранить ее
в будущем".
Анализируя нынешнее состояние страны, общества, власти,
национального самосознания, писатель видит истоки сегодняшних бед
в прошлом, в том, что многие уроки истории либо не были усвоены,
либо из них были сделаны неверные выводы. Так, например, он
возвращается к старому спору о роли Петра I, повернувшего Россию
на западный путь развития. Говоря о его экономических реформах,
автор на примерах изменения положения всех сословий убедительно
показывает, что эти реформы "на полтора столетия сбросили Россию
с пути экономического развития на обочину длительного застоя". К
этой теме А. Ланщиков возвращается не раз - как и многие русские
мыслители прошлого (например, И.Солоневич и П.Милюков, которым
посвящена отдельная статья) - он видит здесь "основное звено в
русской истории".
В новейшей истории особое внимание автора привлекает вторая
мировая война. Прослеживая ход событий от Версальского мира до
начала боевых действий и далее до Нюрнбергского процесса,
А.Ланщиков стремится выявить их внутреннюю логику, понять
истинные мотивы, интересы держав и отдельных политиков, вступает
в споры с учеными и публицистами, которые, по его мнению, в угоду
политической конъюнктуре жертвуют истиной. Убедительны доводы
писателя в полемике о "пакте Молотова - Риббентропа", о начале
Великой Отечественной, о некоторых обстоятельствах Нюрнбергского
процесса.
Вообще серьезность подхода, стремление к объективности -
неизменные качества работ Ланщикова, о чем бы в них ни
говорилось. Другая их черта - полемичность, но и здесь властвуют
логика и спокойная доказательность, а не эмоции и пристрастия.
Поэтому вполне закономерно воспринимается и то, с чем писатель
связывает свои надежды на будущее: "Надежда у нас, как и прежде,
только на самих себя, на собственный здравый смысл, на честный
интеллектуальный диалог между собой".
06-11-1998, Труд