TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

звездный билет в петушки

АНРИ ВАРТАНОВ.
В последние дни два события, вынесенные благодаря ТВ на
всеобщее обозрение, вызвали немало толков в прессе, да и просто в
разговорах между людьми. События разного масштаба и характера:
80-летие комсомола и 60-летие Венедикта Ерофеева.
Не просто два юбилея, пусть и достойных внимания, но -
знаковые явления нашей жизни. Многие телекомментаторы поспешили
углядеть в них политическую подоплеку. Стали на все лады
перепевать тезис о "покраснении" общества. Увидели в поэме
"Москва - Петушки" апофеоз неистребимой народной тяги к алкоголю.
Ну а если говорить всерьез - в происходящих после 17 августа
переменах в умонастроениях миллионов вряд ли главенствует
политическая логика. Скорее, инстинктивное стремление людей
дистанцироваться от власти и навязываемых ею кумиров. Отсюда -
тяга, нередко и гипертрофированная, к прежним ценностям и формам
народного досуга. Отсюда же - и явное охлаждение к недавно
любимому ТВ.
Оно коснулось даже тех передач, которые еще недавно привлекали
своей демократичностью. "Старая квартира" нравится и
профессионалам, и зрителям. Последние чувствуют в ней себя
желанным гостями, даже хозяевами эфира. Наперебой вспоминают
полузабытые мелочи из своей молодости: школьные клички, любимые
игры, приметы повседневного быта того года, о котором идет речь.
Правда, в последнее время "Квартира" все чаще включает в себя
скрытую рекламу и концертные номера.
Можно, конечно, понять нужды телевизионщиков: в их нынешнем
положении очень не помешают деньги, что заплатили фирмы. А
"звезды" искусства привлекут дополнительное число зрителей: ведь
кризис кризисом, а битва за телерейтинг продолжается. Но я хотел
бы, чтобы поняли и простых зрителей: передача, в которой доселе
они чувствовали себя главными участниками, стала ориентироваться
на знаменитостей.
"Звездомания" проникает сегодня во все программы. В том числе
и в те, что по замыслу своему предполагают участие в них рядовых
зрителей. Вспомните первые месяцы существования передачи "Угадай
мелодию". Такие же, как мы с вами, любители отечественной песни
боролись в студии. Но со временем авторы все чаще стали
приглашать на игру "звезд" поп-музыки. Те нередко узнают мелодию
по первому же аккорду, до того как, собственно говоря, она
начинает звучать. Состязание теряет интерес для непрофессионалов,
становится своего рода спортом. В этот понедельник Ирина Отиева и
Андрей Губин с легкостью отгадывали мелодии и искренне
радовались. Меня же перемены в составах, играющих в телеугадайку,
откровенно удручают.
Если в "Угадай мелодию" был хоть какой-то период, когда там
участвовали "простые" люди, то в "Этих забавных животных" с
первых же выпусков парят знаменитости. И вести передачу почти
сразу поставили того же Валдиса Пельша. А недавно заменили его не
менее "звездным" Максимом Леонидовым.
Нечто подобное произошло и с двумя программами Леонида
Якубовича. В "Поле чудес", следуя традиции, установленной еще
В.Листьевым, он постоянно приглашает людей из российской (да и не
только российской!) глубинки. В новом же своем проекте "Колесо
истории" популярный ведущий сделал откровенную ставку на "звезд".
Те чаще всего демонстрируют не столько знание прошлого нашего
Отечества, сколько свои сверхпопулярные физиономии. Состязание
если и происходит, то за счет присутствующих в студии команд
болельщиков. Они активно подсказывают верные решения не очень-то
эрудированным знаменитостям.
Вымывание из репертуара передач, имеющих "народную"
направленность, замена их "звездными" - тенденция всеобщая. Я
писал как-то с сожалением о выброшенной из сетки вещания передаче
"Караоке по-русски". В ней, если помните, многолюдная студия без
особых ухищрений распевала популярные песни и приглашала зрителей
следовать ей. В кадре титром шли слова - для тех, кто успел их
подзабыть.
Теперь на смену "Караоке..." пришли "Два рояля". Тоже песни,
но поют их четыре "звезды", сидящие за фортепиано. В последний
раз это были известные телеведущие с двух столичных каналов.
Рядовые любители песни оказались в положении даже худшем, чем
болельщики из "Колеса истории". Они расположились где-то на
задах.
Ни подпевать, ни подсказывать верные решения им не
разрешалось.
Присутствовали они просто для антуража. Для заполнения пустой,
гулкой студии.
Когда по ТВ не раз показывали громадный концертный зал, где
происходили торжества по поводу 80-летия комсомола, а потом -
шумную электричку, отправившуюся с Курского вокзала по
"Веничкиному" маршруту, мне вспомнилась эта неуютная студия. При
том, что на сцене зала солировали известные всей стране
вокалисты, а в одном из вагонов электропоезда разместились
сановные организаторы поездки, - тон происходящему задавали не
они. Люди "с улицы", такие, как мы с вами, чувствовали себя
хозяевами происходящего, не стесняясь своих не слишком элегантных
костюмов и не очень благородных манер.




06-11-1998, Труд