Инородный контроль предприниматели северо-западного федерального округа пытаются направить российский бизнес в цивилизованное русло
Сегодня госконтролем за производителями и продавцами товаров
занимаются 30 различных организаций. Кроме того, от имени
государства функции контроля осуществляют около четырех тысяч
коммерческих структур. Весь аппарат этих организаций существует,
естественно, на деньги предпринимателей. По расчетам
специалистов, на содержание одних контролеров из реального
бизнеса "уплывает" ежегодно до 500 млн. долларов.
Когда читаешь перечень документов, необходимых для того, чтобы
зарегистрировать фирму, невольно возникает предположение, что
кто-то сознательно все это придумал, чтобы помешать легальному
бизнесу. Что барьеры эти созданы с одной целью - повысить
материальный достаток нашего многочисленного чиновничества.
Получить заветную бумагу без взятки, признаются бизнесмены,
практически невозможно. Или будешь месяцами обивать пороги
кабинетов. Не случайно предприимчивые люди предпочитают
нелегальный бизнес - в "тени" у нас от 40 до 50 процентов
экономики. Риск, как показывает практика, не слишком велик. В
крайнем случае можно откупиться. Еще неизвестно, что дороже -
платить всем чиновникам или купить "крышу". Криминализация
бизнеса, бюрократические барьеры на его пути стали едва ли не
самым серьезным тормозом развития отечественной экономики. По
инициативе Министерства экономического развития и торговли,
предприниматели Северо-Западного федерального округа вместе со
специалистами Центра стратегических разработок, общественного
фонда "Петербург-2015" разработали концепцию "снятия"
административных барьеров в экономике. В последние дни ноября в
северной столице проходила конференция бизнесменов этого
федерального округа, на которой обсуждалась концепция.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил
участникам собрания, что накануне он подписал пакет документов
"по дерегулированию экономики". Пакет состоит из 6 проектов
законов и целого ряда постановлений правительства и указов
президента, направленных на решение этой ключевой, как считает
министр, на сегодняшний день проблемы.
- Первый закон, который мне очень понравился, - сказал Герман
Оскарович, - называется "О порядке проведения контроля
государства при производстве товаров и их реализации". Он
серьезно ограничивает права контролирующих органов. Там есть
такая полезная норма - плановые проверки могут проводиться не
чаще одного раза в два года. "Что толку, что Останкинскую башню
пожарные проверяли 2 раза в месяц, - резонно заметил министр. -
Когда ей нужно было сгореть, она сгорела".
Проект закона предусматривает ответственность контролеров.
Если информация, на основании которой проводилась проверка,
окажется ложной, то пострадавшему должны возместить нанесенный
ущерб - либо контролеры, либо недобросовестный информатор.
Второй проект - новая редакция закона "О лицензировании". Из
275 видов деятельности, подлежащих лицензированию, в нем осталось
всего 73. Правда, при согласовании его одобрили только в трех
министерствах. Однако в Минэкономики уверены, что проект в конце
концов пройдет. Ибо к закону, признался Греф, "подготовлена
хорошая бумага". В ней написано, что возврат какого-либо вида
деятельности в список подлежащих лицензированию сопровождается
следующими видами государственного и иного контроля:
сертификация, маркировка продукции, соответствие стандартам и
СНИПам, общественному контролю со стороны "зеленых" и профсоюзов.
Прочитаешь весь список - оторопь берет. Так что в министерствах
еще подумают, надо ли настаивать на лицензировании.
Большие изменения предполагаются в процедуре регистрации
юридических лиц. Все основания для отказа исключены. Заявитель
может по почте отправить в органы юстиции только те документы,
которые определены законом. Срок рассмотрения для предприятий и
юридических лиц не более 10 дней, для индивидуальных
предпринимателей - 3 дня.
По словам Германа Грефа, правительство решительно настроено
переломить ситуацию в стране, дать возможность бизнесу вздохнуть
полной грудью. Один из таких радикальных шагов - снижение
таможенных тарифов в наступающем году.
Когда я познакомился с порядками на таможне, говорит Греф, я в
ужас пришел. Практически наш таможенник взял у государства в
аренду кусок границы. Он здесь определяет и режим досмотра, и
мзду. Есть такая договоренность между сотрудниками таможни и
бизнесменами, сколько последние должны платить за килограмм
перевезенного через границу груза.
Подобные цепочки передачи "левых" денег снизу вверх до
контролирующего органа созданы практически во всех структурах.
"Если хоть один руководитель встанет и скажет, что его сотрудники
не берут, - подытожил Герман Оскарович, - я ему не поверю. Знаю,
что и моя Госторгинспекция кормится из такого же корыта".
Откровенность министра на слушателей произвела благоприятное
впечатление. Если чиновники такого ранга стали публично обнажать
язвы, разъедающие нашу экономику, то не все еще потеряно.
По просьбе нашего корреспондента итоги состоявшейся
конференции прокомментировал полномочный представитель президента
в Северо- Западном федеральном округе Виктор ЧЕРКЕСОВ:
- Дерегулирование экономики вызвано сложившейся ситуацией в
стране. Сегодня создано такое количество барьеров на пути
цивилизованного рынка, что бизнес вынужден либо уходить в "тень",
либо искать другие обходные пути. Сложилась юридическая среда,
которая не позволяет разумно, предсказуемо вести хозяйственную
деятельность.
В региональном и муниципальных законодательствах накопились
тысячи противоречий с Конституцией и федеральными законами.
Повсеместно создавались благоприятные условия для деятельности
тех структур, которые были близки с властью. Чтобы реализовать
программу, предложенную Министерством экономического развития и
торговли, надо в первую очередь создать в стране единое правовое
поле, привести местное законодательство и подзаконные акты в
соответствие с федеральными законами. Чем мы и занимаемся. В
нашем округе, например, эта работа практически завершается. Хотя
еще остались десятки директивных документов, подлежащих отмене.
Федор Емченко.
06-12-2000, Труд