TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Чаепитие у петра фоменко

После постановки "Одной счастливой деревни" знаменитый
режиссер продолжил свои театральные исследования в области
человеческого счастья, выбрав для этого раннюю повесть Льва
Толстого "Семейное счастье". Но в процессе работы выяснилось, что
у него кардинально иные взгляды на женское легкомыслие и
непостоянство, чем у великого русского моралиста.
Перед Фоменко стояла отнюдь не легкая задача: не просто
рассказать о судьбе молодой женщины, прошедшей через искушения и
греховные соблазны и в конце концов вернувшейся к мужу и детям, а
все-таки попытаться разобраться, отчего это происходит.
Действительно, почему два вначале влюбленных человека со временем
становятся чужими и вынуждены терпеть друг друга, оставаясь под
одной крышей? В отличие от автора режиссер не торопится осуждать
"неправильную" жену положительного во всем Сергея Михайловича.
Более того, именно ее он ставит на первое место в спектакле,
предлагая зрителям понять природу ошибок женщины, запутавшейся не
только в своих чувствах, но и в самой жизни.
Центральным персонажем спектакля "Мастерской Петра Фоменко"
становится Маша в исполнении Ксении Кутеповой, долгое время
находившейся в тени своей знаменитой сестры Полины. В течение
спектакля от нее глаз невозможно оторвать, настолько актриса
правдоподобно и тонко рисует характер своей противоречивой
героини. Вот перед нами предстает избалованная девушка-подросток,
без дела слоняющаяся по дому и пока еще не бросившая своих кукол.
А вот мы видим резко повзрослевшую барышню, напуганную новыми
чувствами и бурными ощущениями. Далее действие окрашивается во
все более драматические тона. Уже не просто Маша, а роскошная
красавица кокетничает с великосветскими кавалерами. Ей жутко и
весело, а сердце замирает оттого, что она может броситься в
пропасть соблазна с незнакомым мужчиной, и тогда все полетит
кувырком.
Когда же разум берет верх и взрослая женщина понимает, что
мгновенная вспышка могла погубить ее душу, семью, то она
обнаруживает рядом с собой непреклонного в своих нравственных
принципах мужа, никому ничего не прощающего...
Сергей Тарамаев играет правильного и умного человека, но
настолько жесткого, что это граничит с душевной черствостью.
Сергей Михайлович любит свою жену и все-таки никак не может
понять ее "завихрений". Большую часть спектакля он проводит, стоя
за конторкой, занимаясь ужасно важными и серьезными делами, и его
совсем не волнует, что в это время Маша делает, о чем думает.
Тщательность и безошибочность в проработке всех деталей
спектакля - главные качества постановщика Фоменко. В "Семейном
счастье" нет ни одной приблизительной, служебной сцены, все
выверено и продумано до мелочей. Например, прекрасно сделана одна
из первых встреч Маши и ее серьезного жениха, когда они, уютно
расположившись на полу, строят из цветочных горшков что-то
наподобие будущего сада, в котором обязательно будут пить чай.
Кстати, чаепитие рефреном проходит через весь спектакль. Это
своего рода ритуал, которому в этом доме придают особое значение.
По внешним параметрам он всегда одинаков: стол с белой скатертью,
начищенный самовар, блюдечки, чашечки, сушки, варенье. А вот
персонажи чувствуют и ведут себя по-разному. В результате
получается примерно так, как сказано у Чехова: "Люди пьют чай, а
в это время рушатся их судьбы".
Анна Гудкова.




06-12-2000, Труд