На старых клячах далеко не уедешь
ИТОГИ УХОДЯЩЕГО КИНОГОДА ВЫГЛЯДЯТ НЕ ОЧЕНЬ УТЕШИТЕЛЬНО.
Информационные агентства принесли приятную весть: во
французском курортном городе Онфлер уже в девятый раз прошел
фестиваль российских фильмов. Главный приз получил фильм Эльдара
Рязанова "Старые клячи", к слову говоря, щедро обруганный
критикой на родине. Мне в числе немногих довелось в свое время
поддержать этот, не скрою, странный, шумный,
изобильно-гротескный, агрессивно- зрелищный, непохожий на другие
рязановские работы фильм, и я рад, что моя оценка совпала с
мнением жюри.
Эта маленькая победа, свершившаяся в маленьком французском
городке, чуть-чуть подсластила горькие итоги уходящего года: так
скромно, а точнее сказать, бесславно на международной арене мы
давно не выступали...
Напомню, что в начале года без российского фильма в конкурсе
обошелся Берлинский фестиваль, на котором еще десять - пятнадцать
лет назад мы чувствовали себя законодателями моды. Потом случился
провал на Каннском кинористалище, где широко разрекламированный
фильм "Телец", посвященный последним дням жизни Ленина, был
начисто проигнорирован жюри. Да и критика, всегда благосклонная к
"авторскому", "элитарному" кино, поместила новое творение
Александра Сокурова в самый низ всех своих рейтингов. В начале
лета мы "пролетели" уже в Карловых Варах с декоративно-пустым
фильмом Карена Шахназарова "Яды, или Всемирная история
отравлений". Позже был скандал на Московском международном
киносмотре, в конкурсе которого - впервые за всю его историю! -
не оказалось российского фильма. Наконец, без наград вернулся из
осенней Венеции вполне грамотный, симпатичный, но "не открывающий
Америк" фильм-дебют Сергея Бодрова-младшего "Сестры". В
Сан-Себастьяне нашей картины вновь не оказалось...
Последний удар по достоинству российского кино был нанесен
несколько дней назад. Выяснилось, что среди лауреатов премии
"Феликс" (это европейский аналог "Оскара") вновь нет нашей
картины. И вообще нам с "Феликсами" давно и устойчиво не везет:
последний раз эту награду получил Никита Михалков за фильм
"Урга". Но это было так давно...
Но ведь кино снимается не для фестивалей, а для зрителей -
может воскликнуть в этом месте рассерженный читатель. И будет,
разумеется, прав. Однако и в смысле зрительского успеха нашему
кино похвастаться в истекающем году нечем. На вожделенный Запад
российский кинематограф сегодня практически не прорывается - он
нынче не в моде. В отличие, скажем, от кино Ирана, Китая,
Тайваня, Гонконга, которое в условиях жесточайшей конкуренции
сумело сохранить свою национальную идентичность, а значит, и
зрительскую привлекательность, не пойдя по пути копирования
американских образцов, как это с неуклюжей грацией пытаемся
делать мы. Да и на какой международный прокат наших фильмов можно
всерьез рассчитывать, если весь бюджет российского кино
составляет сегодня от силы лишь четвертую часть затрат, пошедших
на производство "Титаника".
Что касается внутреннего рынка, то и здесь все куда как
непросто. Вот цифра: за год в кинотеатрах страны на всех фильмах,
вышедших в прокат, побывало 42 миллиона зрителей. Из них в лучшем
случае только десятая часть (!?) пришлась на российские ленты.
Остальные отдали предпочтение американским "блокбастерам".
Напомню для сравнения, что в свое время одна только картина
Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" собрала за год
проката более 90 миллионов зрителей.
Я был бы рад разделить оптимизм руководителей отрасли,
пытавшихся на только что завершившемся съезде Союза
кинематографистов уверить собравшихся, будто наше кино нормально
развивается и даже выходит на новые рубежи. Да вот только пустые
залы мешают поверить в это...
Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда".
06-12-2001, Труд