TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

чернухи от меня не дождетесь!

АЛЕКСАНДР АРСЕНЬЕВ.
Андрей Пименов, это настоящее имя писателя, закончил сначала
Ленинградский судостроительный техникум, затем
кораблестроительный институт. Однако, по его признанию, с
судостроением отношения у него не сложились, и в 1986 году,
подавшись романтическому порыву, он пошел служить в милицию по
комсомольской путевке. Возглавлял отделение по раскрытию
умышленных убийств одного из РУВД Санкт- Петербурга, дослужился
до майора и в этом году уволился из органов.
Известность как литератора пришла к Андрею Кивинову
сравнительно недавно. Зато его книги сразу полюбились читателю.
Суммарный тираж их перевалил за 2 миллиона экземпляров. Это
"Охота на крыс", "Куколка", "Убойный отдел", "Мент обреченный" и
др. По его книгам снят видеофильм "Менты". А теперь вот и на
ОРТ идет сериал "Улицы разбитых фонарей".
- Андрей, как по-вашему, детектив - жанр развлекательный?
- Детектив - вообще не жанр, это прием. Если бы я остался в
кораблестроении, то, скорее всего, писал бы, как я там корабли
клепаю. Все мои книги - это длинный производственный роман. А
детектив как прием используется прежде всего, чтобы удержать
читателя.
- Стиль ваших книг позволяет некоторым критикам сравнивать вас
чуть ли не с Ильфом и Петровым. Вообще-то милиционер, который
шутит, иронизирует, причем часто на свой счет, - явление редкое,
можно сказать, уникальное.
- Начнем с того, что я оставил службу. Но должен сказать, что
работа в милиции давала мне огромную подпитку, я писал о
профессии изнутри, как, скажем, это делает Артур Хейли. Впрочем,
возникала опасность повторений и самоповторов и, видимо, все, что
я мог рассказать о милиции, я уже рассказал. Сегодня я сотрудник
независимого агентства журналистских расследований. Это тоже
оперативная работа, но несколько иного плана. Что же касается
юмора, то это вещь всегда остродефицитная.
Григорий Горин как-то заметил, что умное лицо - еще не признак
ума. Все самые глупые поступки на Земле совершались с абсолютно
серьезными лицами. В милицейской работе много смешного, и если
все воспринимать серьезно, то можно и свихнуться.
- А сами вы человек веселый?
- Раньше обо мне ходила молва, что я чуть ли не самая мрачная
личность в РУВД. Многие считали меня сухарем. Однако мне все-таки
сдается, что я человек веселый, и это, надеюсь, чувствуется в
книжках. Выдумывать героев сложно, проще их списывать с натуры, в
том числе и с себя.
- А каково соотношение выдумки и реальности?
- Легко писать про то, что хорошо знаешь. Но признаюсь сразу:
все сюжеты в книгах выдуманы от начала до конца. Если взять на
себя труд пересказывать служебные будни, получится потрясающая по
занудности сводка без всякого намека на интригу или сюжет.
- Неужели совершенно ничего реального?
- Реально все и в то же время все придумано. Предлагаю
читателям самим определить из двух историй, которые сейчас
расскажу, какая настоящая, а какая вымышленная.
В подъезде обнаружили труп. Следы крови вели на верхний этаж.
Вызванный на место наряд милиции взломал дверь квартиры, где,
как предполагалось, произошло убийство. Произвели обыск, который
ничего не дал, сняли отпечатки пальцев. Оставили засаду и стали
ждать хозяина квартиры, поскольку, по мысли экспертов, он-то и
совершил преступление, что позже и подтвердилось. Засада сидит,
обмениваются информацией, идет разговор по рации, выдвигаются
предложения, как и где его ловить, и т.д. Проходит 14 часов. Под
утро бдящие менты еле сидят, уже кемарят.
Вдруг часов в пять слышат какой-то грохот в шкафу. Дверца
распахивается, и оттуда вываливается хозяин квартиры, который
туда спрятался. Он тоже не выдержал и заснул.
А вот другой сюжет. Милицейскую бригаду вызвали на пожар. Дом
высотный, одноподъездный. Пожар на верхнем этаже. Сгорел дед,
хозяин квартиры, окурок обронил, а сам заснул, произошло
возгорание. Пока пишутся протоколы, осматривается место,
приезжают ребята из морга.
Обычно их ждать приходится долго, а тут буквально прилетели.
Труп уложили на носилки, накрывают простыней. С пятнадцатого
этажа нести его удовольствие маленькое, на черной лестнице не
повернуться.
Грузового лифта тоже нет. Выход один. Труп привязывают к
носилкам и ставят в маленький лифт стоймя. Нажимают кнопку, и
один из мужиков в хорошем темпе скачет вниз. На десятом этаже
лифт останавливается, и в него входит пожилой мужчина, несколько
подслеповатый, к тому же лампочка в полнакала светит. Спрашивает
у носилок: "Вам какой?", а в ответ тишина. Лифт спускается вниз,
где его ждет второй санитар. Он протягивает руки, чтобы взять
носилки, но оттуда выходит человек.
Санитар хлопает глазами: "Мужик, ты как с носилок слез?!"...
- Что же вас подвигло к сочинительству?
- Накопившийся материал. Подобные истории, байки, хохмы я
записывал в блокнотик. Как-то полистал, и стало жалко, что все
это может погибнуть втуне. И году, кажется, в 93-м я
написал маленькую пародийную повесть, которая уместилась в
нескольких ученических тетрадях. Назвал ее "Кошмар на улице
Стачек". Вывел там знакомых ребят, с которыми работал, сюжет
выдумал. Перепечатал на машинке и подарил всем по экземпляру.
Ребята посмеялись, а я бросил ее в стол, решив, что на этом дело
кончилось. Но знакомый журналист прочитал ее и сказал, что надо
попробовать опубликовать, дескать, это не совсем обычно, про
милицию так еще не писали. И точно: повесть в Питере
опубликовали, а я в короткий срок настрочил еще четыре. Ну и дело
пошло.
- Сегодня, похоже, идет на убыль интерес к "чернухе",
сдобренной, как правило, весьма пресной эротикой. В ваших книгах
секс практически отсутствует. Это принципиальная позиция?
- Чего-чего, а уж чернухой народ и вправду объелся. Поначалу,
когда приоткрылся цензурный заслон, все это полилось, и вроде
было интересно, хотя качество таких боевиков, за редчайшим
исключением, оставляло желать много лучшего.
Что же касается изображения интимных сцен, то их у меня нет.
Стеб, современная лексика - есть. Все зависит от уровня
исполнения. Если какая-то сцена органично вплетается в сюжет,
прописана аккуратно, работает на интригу, сообщает какие-то
дополнительные краски, вероятно, тогда она нужна. Однако, как
показывает жизнь, в большинстве случаев это обычная "завлекуха" и
работа на объем.
- Никогда не думали о создании сквозного положительного героя?
- Мне это неинтересно. Хотя в некоторых вещах он у меня есть.
Но я не пишу чистый детектив. Моя задача - показать характер
человека, его развитие в разных ситуациях. Конечно, я закладываю
в него какие-то положительные моменты. Интрига интригой, но я
хочу, чтобы читатель увидел в моем герое личность, а не робота.
Дело в том, что перед читателем я несу ответственность за все,
что пишу. Поэтому я никогда не позволю себе скатиться к чернухе,
никогда не буду ничего лепить по заказу. Если мне нечего будет
сказать, я ничего не буду писать.
- Можно ли считать вас человеком, который "сам себя создал"?
- Скорее всего, да. Дело в том, что в жизни я всегда поступал
так, как считал нужным. И в результате получалось, что так и
нужно было действовать. Я никогда не писал ради того, чтобы
прославиться, а писал потому, что мне этого хотелось. Впрочем,
должен сказать несколько хороших слов и в адрес издательства
ОЛМА-ПРЕСС, которое умеет работать с авторами и с которым меня
связывают не только деловые, но и дружеские отношения. Им я
обязан своей "раскруткой" в России, что по нынешним временам не
так-то и мало.




08-10-1998, Труд