TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Из первых рук

АЛЕКСАНДР ВЕШНЯКОВ: Я НЕ МОГУ ОСТАНОВИТЬСЯ НА ПОЛПУТИ.
Сегодня Государственная Дума начнет обсуждение сразу пяти
вариантов законопроекта "О политических партиях". Распоряжением
Владимира Путина председатель Центральной избирательной комиссии
Александр Вешняков назначен представителем главы государства при
рассмотрении этих документов в парламенте. По мнению большинства
аналитиков, Дума одобрит вариант, разработанный в Кремле.
Прокомментировать ситуацию "Труд" попросил Александра
ВЕШНЯКОВА.
- Александр Альбертович, какие задачи поставил перед вами
президент?
- Вместе с фракциями Госдумы ЦИК был одним из разработчиков
варианта законопроекта "О политических партиях", который
президент России внес на рассмотрение нижней палатой. Мы не
вправе были бросать этот документ на полпути и намерены и дальше
отстаивать его основные позиции. Поэтому мое назначение
совершенно логично.
- Почему появилось сразу пять вариантов? Неужели так много
возможных моделей партийного устройства страны?
- Сейчас в Госдуме работают 450 депутатов. У каждого свое
видение и понимание роли политических партий в нашем обществе.
Именно поэтому и возникло сразу несколько вариантов. Кроме этого,
в России разработкой закона о политических партиях занимаются
практически с 1988 года, когда постепенно начала разрушаться
монополия КПСС. С тех пор многие пытались подготовить подобный
законопроект, но безуспешно, поскольку существует большое число
противоположных подходов к правовому регулированию деятельности
политических партий.
Пять лет назад наши законодатели были близки к решению. Тогда
Госдума приняла в трех чтениях проект закона, но Совет Федерации
отклонил предложенный вариант. А согласительные процедуры так и
не привели к положительному результату.
Сегодня, с учетом совершенно другой политической ситуации, с
учетом накопленного опыта и реальной деятельности существующих
политических партий, были разработаны и внесены в Госдуму пять
новых вариантов. Наверное, кто-то из авторов таким образом хочет
попасть в историю. Другие полагают, что большее количество
законопроектов будет способствовать и более конструктивному
обсуждению. Я считаю, что депутаты смогут разобраться в ситуации
и выбрать наиболее удачный вариант.
- Вы продолжаете настаивать на финансировании партий из
государственного бюджета?
- Я постараюсь объяснить депутатам, исходя из каких
соображений появилось это предложение. А конечная точка в
обсуждении вопроса будет, скорее всего, поставлена при обсуждении
законопроекта уже во втором чтении.
- За что согласно президентскому варианту законопроекта можно
будет прекратить деятельность партии?
- Должны появиться чрезвычайные обстоятельства. Партию можно
будет закрыть в том случае, если она нарушает Конституцию и
законы Российской Федерации, в том числе закон о политических
партиях, и когда исчерпаны все меры предупреждения. Только после
этого Верховный суд сможет вынести решение о приостановке
деятельности. Если же эти меры не подействуют, тогда Верховный
суд будет вправе ликвидировать данную партию. Еще раз подчеркну,
что вопрос будет решаться только в суде.
- Многие политики уже высказали свои предположения по поводу
того количества партий, которое останется в России при новом
законе. Каков ваш прогноз?
- Думаю, что в конечном счете их останется не менее десятка. А
на ближайшую перспективу - около 30. В нашем законопроекте
предусмотрен переходный период - в течение двух лет российским
политическим партиям и объединениям будет дана возможность внести
необходимые изменения, чтобы провести работу по реорганизации или
преобразованию в соответствии с требованиями нового закона.
Времени вполне достаточно. Хотя это очень приблизительный
прогноз.
- По мнению депутата Сергея Юшенкова, судьба закона о партиях
практически предрешена - Дума поддержит вариант, предложенный
президентом:
- Он, наверное, прав. Проведена огромная подготовительная
работа. Внесенный президентом законопроект впитал многое из того,
что есть в других представленных вариантах. Кроме этого,
конструктивные инициативы наших оппонентов могут быть учтены при
обсуждении документа во втором чтении. В то же время существуют и
такие позиции и предложения, принятие которых обессмысливает всю
идею. Например, законопроект, предложенный Рыжковым, Игруновым и
Лысенко, возвратит нас практически к той же ситуации, в которой
мы сейчас находимся.
Путь создания и развития партий без законодательного
регулирования их деятельности, направленного на обеспечение
открытости внутрипартийных процессов, очень опасен для общества.
Сегодня у нас появилась возможность ввести цивилизованные правила
"игры". При этом мы обязательно учтем бесценный опыт других
государств. Неужели мы должны повторять их ошибки?
Владислав ВОРОБЬЕВ.




07-02-2001, Труд