Интервью в антракте
МИСТЕР ИКС.
Один из персонажей этого артиста носит маску, но самого
исполнителя зрители узнают без труда по замечательному баритону.
Это народный артист СССР Герард Васильев, он же Мистер Икс, он же
граф, барон или князь в спектаклях Московского театра оперетты.
- Вас называют "адвокатом жанра". А нуждается ли в защите
оперетта? Веселая, зажигательная, где граф скрывается под маской
простолюдина, а старики лихо отплясывают канкан вместе с молодыми
красотками кабаре?
- И, добавлю, умеют хорошо петь без микрофона. И все же,
думаю, оперетта требует защиты - от пошлых штампов, от безголосых
артистов.
- По-вашему, в оперетте, как и в опере, главное - голос?
- Конечно. К примеру, несмотря на солидный творческий стаж, я
почти ежедневно занимаюсь с педагогом Мариной Петровной
Никольской, профессором Щепкинского училища. Кстати, она дочь
Доры Борисовны Белявской, которая выучила Тамару Синявскую,
Татьяну Шмыгу - такой школой можно гордиться. Кроме того, я
постоянно учусь у артистов балета. Тренинг - необходимое условие
в нашей профессии.
- Да, на сцене вы смотритесь по-юношески молодо. Скажите, вас
иногда не путают с Владимиром Васильевым?
- Мы при встрече в шутку называем друг друга "брат". Были же в
кинематографе однофамильцы Васильевы, которых считали
родственниками. Есть Юрий Васильев в Малом театре, Игорь Васильев
во МХАТе, среди женщин можно назвать Екатерину, Татьяну, Веру
Кузьминичну Васильевых. А режиссер Анатолий Васильев? В актерском
мире это очень распространенная фамилия. Давно вынашиваю мысль
устроить "васильевский" творческий вечер.
- А среди ваших родных артисты есть?
- У деда по отцовской линии голос был неплохой. Папа и мама
работали метеорологами. А вот брат Анатолий - солист Санкт-
Петербургской камерной филармонии. Его сын Федор и мой сын
Вячеслав нынче солисты оперной студии консерватории, оба учились
в этом питерском вузе. Хотя Слава долго не мог решить, какую
выбрать профессию, одно время хотел стать инженером-строителем. Я
ведь тоже не сразу пришел на сцену. Сначала Суворовское училище
окончил, потом служил офицером. У меня во многих городах есть
однокашники, однополчане, которые, бывая в Москве, обязательно
приходят на спектакли.
- Не секрет, что у вас много не только поклонников, но и
поклонниц. Как у знаменитого артиста складываются с ними
отношения?
- Отношения с поклонниками и поклонницами нормальные,
человеческие, а с некоторыми даже дружеские. Я ценю внимание и
любовь зрителей не только к себе, но прежде всего к театру, к
любимому жанру.
- А почему ваша жена не стала Васильевой?
- У нее тоже достаточно знаменитая артистическая фамилия -
Жердер. Папа и мама Жанны - артисты Свердловской оперетты. Мы
поженились около двух лет назад, а до этого я долго был вдовцом.
Десять лет мы ходили с Жанной по одним и тем же театральным
коридорам, даже на сцене выступали вместе, но сближение произошло
позже.
- Как вам живется вне театра? Что происходит, когда вы
покидаете сцену и снимаете грим?
- Большинство моих героев - романтики, оптимисты, что
накладывает отпечаток на самого артиста. И это вовсе не маска,
подобное мироощущение я стараюсь сохранить в душе.
Для нас с Жанной самое счастливое время - когда идут репетиции
нового спектакля. А самый счастливый вечер - когда мы приходим
домой после премьеры, садимся ужинать. Я не большой любитель
тостов, но однажды, подняв бокалы, мы одновременно произнесли,
словно выдохнули: "За то, что мы вместе".
Александр ЧЕПАЛОВ.
07-02-2001, Труд