Свет мой, зеркальце, скажи: в новом спектакле прекрасное лекарство от тоски знаменитые альберт филозов и людмила семеняка пытаются услышать ответ
Земную жизнь пройдя наполовину, герои Людмилы Семеняки и
Альберта Филозова оказались у роковой черты: жить или не жить.
Решить этот вопрос им помогли режиссер Иосиф Райхельгауз и
балетмейстер Михаил Лавровский, заставив прославленную приму - в
прошлом балерину Большого театра - произносить монологи на сцене
театра "Школы современной пьесы", а народного артиста России -
танцевать.
С годами, когда у нас появляются морщины, а роскошные шевелюры
редеют на глазах, мы стараемся как можно реже смотреть в зеркала.
Нам кажется, что они лгут, потому что внутри мы по-прежнему
остаемся молодыми. В спектакле Иосифа Райхельгауза "Прекрасное
лекарство от тоски" зеркала, заполнившие всю сцену, превращаются
в молчаливых свидетелей внутренних терзаний балетной пары (мужа и
жены), вышедшей на пенсию. Зеркала "видят", как людям, еще полным
сил и совсем не старым, трудно смириться с серыми, однообразными
буднями после многолетнего триумфа, как мучительно они переживают
свою ненужность публике, прежде носившей их на руках.
Драматическое состояние этих персонажей усугубляется еще и тем,
что они по-прежнему "больны" танцем, а вот руки, ноги их уже не
слушаются так, как раньше. Им кажется, зеркала-предатели смеются
над ними, когда они танцуют для себя. В общем, не жизнь, а
сплошной кошмар. И тогда жена решается на крайнюю меру:
предлагает мужу вместе с ней уйти в мир иной, оставив после себя
завещание единственной дочери, уехавшей неизвестно куда, а потому
ни разу не появляющейся на сцене.
Спектакль начинается так: Она в вечернем длинном платье, Он в
черном смокинге стоят на авансцене с хрустальными бокалами в
руках. Перед тем как выпить яд, супруги клянутся друг другу в
вечной любви, которая не покинет их и на небесах. Эти по-своему
торжественные и в чем-то даже красивые минуты заставляют зрителей
теряться в догадках: как же события спектакля будут развиваться
дальше, если герои умрут сразу?..
Вздох облегчения пронесся по рядам, когда публика узнала, что
никакого яда в бокалах не было: мудрая женщина инсценировала
отравление, решив с помощью шока вытащить любимого человека из
затяжного кризиса и таким образом доказать ему, что жизнь сама по
себе - главная ценность.
Спектакль Райхельгауза примечателен еще и тем, что в нем
впервые драматическую роль играет прославленная балерина Людмила
Семеняка, переживающая сегодня те же трудности, что и ее героиня,
и оказавшаяся не у дел. Ведь она теперь даже не преподает, хотя
могла бы. Ради того, чтобы подчеркнуть сходство судеб, режиссер
пошел на маленькую хитрость. На фотографиях, развешанных в
квартире молодых пенсионеров, изображены знаменитые балетные
партии самой актрисы, с 1972 года танцевавшей на сцене Большого в
спектаклях Юрия Григоровича вместе с Владимиром Васильевым и уже
упомянутым в начале этих заметок Михаилом Лавровским, за которым
она когда-то была замужем. Так что в спектакле, можно сказать,
все переплелось: "и жизнь, и слезы, и любовь".
Думаю, и Альберт Филозов, поссорившись с режиссером
Райхельгаузом во время выпуска "Чайки", никогда бы не вернулся в
этот театр, если бы ему не выпало счастье танцевать в спектакле с
самой Семенякой. Да, да, танцевать, я не оговорилась. 48-летняя
балерина не только встает на пуанты, но и делает сложнейшие
фуэте, демонстрируя прекрасные стройные ноги и гибкость немного
располневшего стана. Ну а Альберт Леонидович, хотя и не балетный
артист, но поддерживает партнершу по всем правилам классической
хореографии. И эти танцевальные этюды отнюдь не смотрятся как
вставные номера. Недаром спектакль заканчивается аргентинским
танго. Актеры надевают костюмы. Она превращается в Кармен, Он - в
Тореодора, зеркала "отворачиваются" своей тыльной стороной,
образуя как бы театральный задник, и балетная пара, как в прежние
свои годы , "на бис" исполняет один из великих танцев страсти и
любви. А потом они раздвигают эту стену и уходят за нее, чтобы
начать жить заново. Очередной рубеж преодолен. Заглянув в зеркало
собственной души, герои вновь обретают себя, забывая напрочь о
"прекрасном лекарстве от тоски".
Любовь Лебедина.
07-02-2001, Труд