Блеск и нищета регионов
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ
ПОРОЙ НАСТОЛЬКО ОТЛИЧАЕТСЯ, ЧТО КАЖЕТСЯ, БУДТО РЕЧЬ ИДЕТ О РАЗНЫХ
МИРАХ.
"В газетных статьях об уровне жизни россиян обычно называются
средние показатели по стране. Они, конечно, дают представление об
общих тенденциях, но не отражают ситуацию в конкретных регионах.
А ведь интересно как раз знать, что происходит на местах, где
дела стали идти лучше, а где - хуже.
Средняя цифра, как "средняя температура по больнице", все
нивелирует. Хотелось бы прочитать в "Труде" о том, как все же
меняется жизнь в областях, краях, республиках, какие из них - в
лидерах, какие - в отстающих...".
В.П. Судаков, бухгалтер. Екатеринбург
Исследованиями, которые интересуют не только В. Судакова, но и
других наших читателей, занимается Всероссийский центр уровня
жизни (ВЦУЖ). Образно говоря, он как бы просвечивает рентгеном
социальную сферу в каждом регионе. О выявленных в прошлом году
тенденциях, о зарплате, покупательной способности доходов в
субъектах Федерации мы беседуем с директором Центра, доктором
экономических наук, профессором Вячеславом БОБКОВЫМ.
- Вячеслав Николаевич, какие регионы считаются богатыми, а
какие - бедными?
- Есть различные критерии. Например, мы сравниваем регионы по
покупательной способности (ПС) среднедушевых денежных доходов
населения. Это очень емкий индикатор. Он показывает, сколько на
среднедушевой доход можно купить товаров и услуг, составляющих
набор прожиточного минимума. Если ПС больше двух, то есть если
можно приобрести свыше двух минимально необходимых для жизни
наборов, то этот регион мы относим к относительно благополучным,
считаем, что там доходы в среднем позволяют стремиться к
сравнительно обеспеченной жизни. В четвертом квартале 2001-го
таких территорий было 14 (см. таблицу).
В следующую группу входят те субъекты Федерации, где индикатор
покупательной способности находится в пределах от 1 до 2. Это
регионы, по нашей классификации, в среднем с низкообеспеченным
населением. В самом деле, если средние доходы лишь равны
прожиточному минимуму или ненамного выше его, то говорить о
состоятельности граждан пока не приходится. Таких регионов больше
всего - 67.
Ну а если ПС меньше 1, то речь, понятно, идет о бедных
территориях. Их - 7. Здесь очень тяжело живется, многие семьи не
могут годами вырваться из нищеты. В Усть-Ордынском Бурятском
автономном округе, например, среднедушевые денежные доходы вдвое
ниже прожиточного минимума.
- В прошлом году жизнь россиян в целом улучшилась. Реальные
доходы выросли на 5,9 процента. Это, так сказать, суммарный
показатель. А как выглядят "слагаемые", то есть каковы подвижки
непосредственно в регионах?
- Здесь картина противоречивая. Покупательная способность
выросла в 65 субъектах Федерации. Где-то не очень значительно, а,
например, в Хабаровском, Алтайском краях, Омской, Новосибирской,
Рязанской областях и ряде других - на 34 - 63 процента. Это
серьезное продвижение. Но в 23 регионах покупательная способность
за прошлый год несколько сократилась, в том числе и на
относительно благополучных территориях (Тюменская и Пермская
области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа,
Республика Северная Осетия-Алания). А наибольшее падение ПС
отмечено в и без того достаточно бедном Корякском автономном
округе - на 32,4 процента.
- Что можно сказать о Москве и Санкт-Петербурге?
- В столице прирост покупательной способности денежных доходов
вырос на 3 процента. Сегодня Москва - абсолютный лидер по уровню
жизни: среднедушевой доход в четвертом квартале был в 6,31 раза
выше прожиточного минимума. Аналогичный показатель в
Санкт-Петербурге - 2,38.
- Сокращается ли разрыв между регионами в уровне жизни?
- Да, этот процесс идет, однако медленно. В четвертом квартале
2001-го по сравнению с аналогичным периодом 2000-го группа бедных
регионов уменьшилась на 5 субъектов, а список территорий во
второй и первой группах, наоборот, увеличился соответственно на 2
и 3 региона.
Вместе с тем нельзя признать нормальной ситуацию, когда
покупательная способность доходов различается по регионам в 11-12
раз. Например, большинство населения Ивановской, Читинской
областей живет очень трудно. Таким регионам нужны эффективные
программы экономического оздоровления, может быть, временные
льготы по налогообложению, привлекательные условия для
инвесторов. Не исключено также и участие государства совместно с
частным бизнесом в кредитовании быстроокупаемых проектов. В любом
случае не должно быть "бесперспективных", застойно бедных
территорий, которые по уровню жизни так разительно контрастируют
с остальной Россией...
- Многие публикации в СМИ затрагивали спорный вопрос о том,
кого считать в нашей стране богатым и какова численность их. Ваше
мнение?
- Мы выделяем четыре группы населения по уровню текущего
потребления. Прежде всего это бедные, у которых денежные доходы
ниже прожиточного минимума. Таков первый критерий. В качестве
второго используется минимальный потребительский бюджет (МПБ),
который нередко путают с прожиточным минимумом. На самом деле это
два разных набора. МПБ включает более широкий круг
непродовольственных товаров и платных услуг Если прожиточный
минимум позволяет человеку только сводить концы с концами,
отказывая себе во многих вещах, то МПБ обеспечивает более сносные
условия жизни. Специалисты говорят в этом случае о
восстанавливающем уровне потребления. То есть человек может
позаботиться о своем здоровье, восстановлении сил после
напряженного труда. В четвертом квартале прошлого года величина
минимального потребительского бюджета в среднем по стране
составила, по нашим расчетам, 3 456 рублей, что в два с лишним
раза выше прожиточного минимума.
Есть еще и третий критерий - бюджет высокого достатка (БВД).
Уже из названия ясно, что при этом обеспечиваются хорошие условия
жизни, когда семья может не только покупать высококачественные
продукты, одежду, обувь, но и откладывать деньги на приобретение,
скажем, машины, на летний отдых и т.д. Бюджет высокого достатка,
по данным ВЦУЖ, составлял в конце прошлого года 9 373 рубля.
Исходя из этих критериев, население страны можно условно
разделить на следующие группы (по состоянию на четвертый квартал
2001-го):
Бедные (денежные доходы ниже прожиточного минимума) - 40,1
процента всего населения, или 57,8 миллиона человек.
Низкообеспеченные (доходы в пределах от прожиточного минимума
до минимального потребительского бюджета) - 20,1 процента, или
28,9 миллиона человек.
Относительно обеспеченные, средний класс (доходы в пределах от
минимального потребительского бюджета до бюджета высокого
достатка) - 33,4 процента, или 48 миллионов человек.
Состоятельные и богатые (доходы превосходят бюджет высокого
достатка) - 6,4 процента, или 9,2 миллиона человек.
- Госкомстат, используя ту же, что и ваш Центр, величину
прожиточного минимума, дает совсем другие данные о численности
бедных: в третьем квартале - 39,4 миллиона человек; в четвертом
квартале - еще меньше. А ваши специалисты говорят о 57 миллионах
бедных. Как вы объясните такие расхождения в цифрах?
- Наши методики исследований и расчетов отличаются от
госкомстатовских. Мы, например, при исследованиях уровня жизни
учитываем и тех лиц, которые не имеют фиксированных доходов.
Поэтому круг бедных расширяется. Между прочим опросы, проведенные
Всероссийским центром изучения общественного мнения, показывают,
что 37 процентов россиян считают свое материальное положение
плохим. В нашем центре, напомню, получилось 40 процентов.
По-моему, эти цифры близки.
- Хорошо бы все-таки договориться о сближении критериев
оценки... А что происходит со средним классом - он растет или
сокращается?
- Растет. За минувший год его численность увеличилась примерно
на 10 процентов. Соответственно уменьшились три другие группы -
бедных, низкообеспеченных и богатых.
- Как выглядит картина бедности в целом по федеральным
округам?
- Наиболее сложная ситуация в Дальневосточном, Южном и
Приволжском федеральных округах. Получше дела в Уральском и
Центральном (сказывается влияние таких относительно обеспеченных
регионов, как Тюменская область и Москва).
Численность бедного населения в федеральных округах (в
процентах, четвертый квартал 2001 года):
Центральный 33,4 процента.
Северо-Западный 42,8 процента.
Южный 43,7 процента.
Приволжский 43,7 процента.
Уральский 37,9 процента.
Сибирский 42,1 процента.
Дальневосточный 54,3 процента.
* * *.
Санкт-Петербург 23,3 процента.
Москва 15,9 процента.
В целом по России 40,1 процента.
- И последнее. В прошлом году средняя зарплата в стране
выросла почти в полтора раза. Кто же получил прибавку -
низкооплачиваемые работники или менеджеры высшего звена?
- И те, и другие. Отрадно, что доля работников, имеющих
зарплату ниже прожиточного минимума, сократилась в четвертом
квартале по сравнению с аналогичным периодом 2000-го с 40
процентов до 30,9. Конечно, и сегодня ситуация очень тяжелая -
почти треть работников получают за свой труд такие мизерные
суммы, которые не дотягивают до прожиточного минимума, не говоря
уж о том, чтобы содержать семью. Но все же серьезные позитивные
подвижки произошли, и этого нельзя не замечать.
Теперь о тех, кто считается относительно высокооплачиваемым
(зарплата вдвое и более превышает прожиточный минимум).
Численность этой категории работников тоже заметно увеличилась -
31,3 до 39,6 процента. Все это весьма существенные перемены в
сфере оплаты труда.
В заключение хотел бы обратить внимание на то, что некоторые
регионы как бы впали в спячку. Происходящие в стране перемены в
экономике и социальной сфере почти не затрагивают эти территории.
Они были бедными и в 1999-м, и в 2000-м, и в 2001-м. Пора бы,
кажется, уже и проснуться.
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов.
(IV квартал 2001 г ; по оценке ВЦУЖ).
Регионы с обеспеченным населением (всего 14).
Москва 6,31.
Ханты-Мансийский авт. округ 3,94.
Тюменская область 3,64.
Ямало-Ненецкий авт. округ 3,05.
Красноярский край 2,54.
Санкт-Петербург 2,38.
Самарская область 2,28.
Республика Коми 2,25.
Кемеровская область 2,15.
Томская область 2,12.
Краснодарский край 2,11.
Липецкая область 2,11.
Республика Северная Осетия-Алания 2,06.
Пермская область 2,03.
Регионы с низкообеспеченным населением (всего 67).
Республика Татарстан 1,96.
Иркутская область 1,96.
Республика Башкортостан 1,95.
Тамбовская область 1,92.
Белгородская область 1,91.
Хабаровский край 1,89.
Смоленская область 1,87.
Ростовская область 1,86.
Вологодская область 1,86.
Ярославская область 1,85.
Омская область 1,81.
Орловская область 1,81.
Оренбургская область 1,77.
Мурманская область 1,76.
Алтайский край 1,72.
Челябинская область 1,70.
Республика Саха (Якутия) 1,69.
Московская область 1,69.
Таймырский авт. округ 1,68.
Ненецкий авт. округ 1,64.
Республика Хакасия 1,63.
Тульская область 1,63.
Рязанская область 1,60.
Удмуртская Республика 1,60.
Свердловская область 1,58.
Кабардино-Балкарская Республика 1,57.
Республика Алтай 1,57.
Новгородская область 1,56.
Республика Карелия 1,56.
Курская область 1,55.
Нижегородская область 1,54.
Воронежская область 1,53.
Астраханская область 1,53.
Ставропольский край 1,53.
Камчатская область 1,53.
Амурская область 1,50.
Сахалинская область 1,50.
Архангельская область 1,47.
Магаданская область 1,46.
Республика Бурятия 1,45.
Эвенкийский авт. округ 1,45.
Калининградская область 1,42.
Чувашская Республика 1,37.
Ульяновская область 1,35.
Саратовская область 1,35.
Псковская область 1,35.
Тверская область 1,33.
Республика Мордовия 1,31.
Пензенская область 1,31.
Калужская область 1,30.
Брянская область 1,29.
Курганская область 1,29.
Костромская область 1,29.
Республика Адыгея 1,28.
Еврейская автономная область 1,28.
Новосибирская область 1,27.
Чукотский авт. округ 1,25.
Республика Дагестан 1,21.
Волгоградская область 1,20.
Карачаево-Черкесская Республика 1,20.
Приморский край 1,18.
Владимирская область 1,15.
Ленинградская область 1,10.
Республика Калмыкия 1,08.
Республика Тыва 1,07.
Республика Ингушетия 1,02.
Кировская область 1,00.
Регионы с бедным населением (всего 7).
Читинская область 0,95.
Карякский авт. округ 0,87.
Коми-Пермяцкий авт. округ 0,87.
Ивановская область 0,84.
Республика Марий Эл 0,81.
Агинский Бурятский авт. округ 0,79.
Усть-Ордынский Бурятский авт. округ 0,53.
В целом по России 2,14.
07-02-2002, Труд