TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

А МОЖЕТ, ПОСЛАТЬ ПОДАЛЬШЕ? Каждую пятницу - к сожалению, далеко заполночь - на канале ТВЦ выходит программа Русский век

Ее ведущий встречается с
выдающимися деятелями нашей культуры. И каждый раз, представляя
гостей, использует одну и ту же ко многому обязывающую формулу -
"люди, воспитавшие нацию". Кому-то такой пассаж может показаться
возвратом к стародавним временам, когда искусство объявлялось
нянькой и поводырем общества. Кому-то - эффектным преувеличением.
На деле же в этой формуле есть немалый смысл.
В минувшую пятницу гостем программы был Полад Бюль-Бюль- оглы
- популярный эстрадный композитор и исполнитель, министр культуры
Азербайджана, причем, что немаловажно, вступивший в эту должность
еще в советскую пору. Сочетание в одном человеке этих ипостасей
делало разговор в особенности интересным.
Ну и сопровождался он, как заведено, концертными номерами.
Песенки были непритязательные, но и они будили воспоминания. Я
ловил себя на ощущении (полагаю - не только я), что действительно
в нашем духовном, эстетическом воспитании музыка Бюль-Бюль-оглы,
он сам как творческая личность сыграли определенную роль.
Еще чаще такое же ощущение было у меня во время трансляции по
первому каналу юбилейного концерта Льва Лещенко - она завершилась
как раз к началу "Русского века". В течение большого
представления, прошедшего в зале "Россия", прозвучали многие из
тех превосходных песен последних десятилетий, что прочно связаны
с именем певца. Хорошо, что в отличие от более молодых своих
коллег по жанру Лещенко не "приватизировал" исполняемые
произведения. На эстраду, где на авансцене стоял белый рояль, он
приглашал авторов ставших классическими песен. Вместе с оркестром
певцу аккомпанировали Александра Пахмутова, Владимир Шаинский,
Вячеслав Добрынин, Максим Дунаевский, Юрий Саульский. А когда за
рояль сел Давид Тухманов, автор всенародно любимой песни "День
Победы", трехтысячный зал встал, подпевая юбиляру.
Оценив уважение, проявленное в адрес композиторов, я тут же
пожалел, что подобного отношения не удостоились поэты, написавшие
к песням слова: ведь Лещенко принадлежит к тем немногим нынешним
исполнителям, которые ценят слово и стремятся донести его до
слушателей. Рядом с А.Пахмутовой можно было увидеть Николая
Добронравова, среди зрителей мелькнуло лицо Ларисы Рубальской, но
вот ни одного имени поэтов-песенников на концерте так и не
прозвучало.
Вообще, слову на этом концерте явно не повезло. Представители
разговорного жанра выступили довольно тускло, с номерами,
написанными на скорую руку. А депутаты Госдумы, вышедшие
поздравить юбиляра, по бумажке спели неуклюже переиначенные слова
популярной песни. Подобное, полагаю, было бы вполне уместно и
мило на капустнике, во время дружеского застолья, но не на
юбилейном вечере, транслируемом на многомиллионную аудиторию.
Такие массовые виды творчества, как ТВ, кино и та же эстрада,
имеют свои законы, соблюдение коих обязательно. Об этом напомнила
вышедшая в минувшее воскресенье передача "Слушается дело" (ТВЦ).
В ней на сей раз рассматривался иск к авторам кинофильма
"Москва", снятого по прозе скандально известного писателя
Владимира Сорокина. С точки зрения обвинителей, эта лента, полная
жестоких сцен и нецензурщины, представляет собой угрозу
общественной нравственности.
Помнится, не так давно в программе "Слушается дело" обсуждался
вопрос о том, имели ли право молодые авторы фильма "Даун хаус" на
"смелую" интерпретацию романа Достоевского "Идиот". Границы этой
"смелости" были поистине беспредельными: героиню книги Настасью
Филипповну в кино не только убивают, но еще и, простите за
натурализм, запекают в духовке, а затем со смаком поедают. Такой
вот новомодный стеб...
И на этот раз авторы телепередачи обратились к пикантной теме,
взяв за основу опять-таки скандальный фильм. При этом было
вынесено не менее скандальное же решение. Причем внимательному
зрителю сразу же было видно, в какую сторону направлено
обсуждение иска. Мало того, обязанный быть предельно нейтральным,
"судья" (в этой роли выступил журналист Геннадий Ни-Ли) в
отдельных мимолетных репликах не раз "выдавал" свою позицию.
Так что решение суда отказать в иске не выглядело неожиданным.
Присяжные, которые во время обсуждения вердикта ударились в
исторические изыскания, прихотливо объясняя нам происхождение
матерной брани и "доказав", будто следование нравственным нормам
является принадлежностью рабской (!) психологии, дружно встали на
защиту "легальной матерщины".
На этом телевизионном процессе прозвучало одно любопытное
высказывание. Вызванный в качестве эксперта редактор журнала
"Искусство кино" Даниил Дондурей, вступившись за честь мундира,
справедливо заметил, что в телевизионных программах, в том числе
и тех, которые идут в то время, когда возле приемников находятся
дети, непристойностей и жестокости не меньше, чем в "Москве"...
Наблюдая за небольшой "драчкой" между представителями двух
экранных искусств, так и хотелось вмешаться в их спор, сказать,
что, как говорится, "оба хуже". Что нынешний кинематограф и
нынешнее ТВ стоят друг друга. В том числе - и в нежелании
прислушаться к критике общества. Они просто ее не слышат.
Может, стоит перейти на тот язык, который им более понятен?
Анри Вартанов.




07-02-2002, Труд