Уроки пятилетки
АНРИ ВАРТАНОВ.
Завтра популярная телекомпания отмечает юбилей. Почти все
программы дня отмечены торжественной рубрикой "5 лет НТВ". Нас
будто специально приглашают оценить это событие. "Может быть, у
нас мания величия, - сказал на днях в газетном интервью один из
создателей компании И.Малашенко, - но мы считаем, что НТВ - часть
современной российской истории". С таким заявлением трудно
спорить. Надо только расшифровать его: телепятилетка оказалась
столь же неровной и противоречивой, как и этот период в истории
страны.
Многим, уверен, памятны три первых сезона новой компании. Ее
подчеркнутая приверженность к объективной, неангажированной
информации. Девиз "Новости - наша профессия" воплощался тогда в
предпочтении подлинных фактов произвольным комментариям.
Ежедневные выпуски "Сегодня" и еженедельные "Итоги" стали
эталоном профессионализма на ТВ, влияя на всю тележурналистику.
Нередко своей непредвзятостью они вызывали гнев как оппозиции,
так и власти.
Зрителям нравилась в НТВ не только информация. Художественный
блок тоже был необычен. Отсутствовали безразмерные "мыльные
оперы" - их заменили мини-сериалы, качество которых было более
высоким. Очень тщательно подбиралась кинопрограмма: наряду с
классными игровыми широко были представлены документальные ленты,
посвященные неведомой прежде тематике - великим полководцам всех
времен, монархиям, истории авиации и т.д. По- новому, свежо стал
освещаться спорт.
Не имея собственного производства передач, на НТВ проявляли
отменный вкус в приобретениях. Было время, когда все лучшее, что
делалось на АТВ или РЕН-ТВ, мы видели на канале. А еще был
интерес к телевизионной классике: нам регулярно показывали старые
выпуски "Кабачка "13 стульев", "КВН", "Что? Где? Когда?".
Пять лет - не такой срок, чтобы зрители успели забыть эфир
1993- 1996 годов. Говорю о 1996 годе потому, что он, пожалуй,
стал для юбиляра в какой-то мере переломным. Успешно работавшей
телекомпании к творческой славе, естественно, хотелось добавить и
финансовое процветание: все-таки НТВ родилось и развивалось в
сфере частного бизнеса. В первые годы компания имела только
вечерние часы на 4-м канале. Очень хотелось заполучить его
целиком - в том числе и чтобы шире развернуть сверхдоходную в ту
пору рекламу.
Дальше происходящее чем-то напоминает мне легенду о Фаусте,
который, как известно, продал душу сатане. НТВ согласилось играть
на президентских выборах-96 по правилам, мягко скажем, далеким от
высокой нравственности. И.Малашенко вошел в предвыборный штаб
президента и занял там видное место. Канал, который прежде
славился брезгливым отношением к "политической возне", стал
охотно в ней участвовать. Исполнял даже первые роли: ведь доверие
зрителей к безупречной репутации НТВ было гораздо выше, нежели к
каналам, запятнавшим себя угодливостью к сильным мира сего.
За свои старания НТВ получило от вновь избранного президента
весь 4-й канал - с самого утра и до поздней ночи. Казалось бы,
открылись небывалые возможности. Но последние два сезона стали
явно не столь успешными, как хотелось бы.
Запомнился скандал, связанный с демонстрацией фильма
М.Скорсезе "Последнее искушение Христа". Похожая история
случилась и с двумя передачами - "Империя страсти" и "Про это".
Они встретили весьма дружный отпор не только профессионалов,
но и рядовых зрителей. Наша редакционная почта полна резких
отзывов о них. А в начале этой недели руководитель "ВИДа"
А.Любимов иронически высказался о программах, подобных этим:
"Можно раздеваться в кадре, это быстро дает рейтинг". Однако
телекомпания сегодня, почувствовав себя самодостаточной, стала
глуховатой к критике.
Поэтому, наверное, даже превосходные поначалу программы -
скажем, "Куклы" или "Герой дня без галстука" - стали в последнее
время заметно, по мнению многих обозревателей, тускнеть. Я не
говорю уж о том, что в нынешней сетке вещания исчезли
привлекавшие прежде высококачественные программы прошлых лет, не
стало передач, сделанных АТВ и "ВИДом", почти не осталось спорта.
Он теперь перекочевал на НТВ+, став достоянием тех зрителей, кто
готов платить дополнительные деньги.
Вообще коммерциализм заметно потеснил творчество на
телеканале, который прежде считался оплотом духовности и новизны
на малом экране. Активно "наступают" отвергаемые прежде "мыльные
оперы" да незатейливые развлекательные передачи.
Качественное кино, которым прежде славилось НТВ, теперь можно
встретить разве что по воскресеньям, в промежутках между тремя
выпусками "Итогов"... Словом, хотелось бы, чтобы молодой еще
юбилей стал для НТВ поводом не только для торжеств и
славословий, а и для самокритического взгляда на пройденный
насыщенный, во многом, разумеется, плодотворный путь...
08-10-1998, Труд