TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

В эти дни много лет назад

Сальдо-мортале.
9 февраля 1729 года появился на свет купеческий сын Федя
Волков, которому суждено было стать, по выражению Белинского,
"отцом русского театра". В юности его отправили в Москву учиться
бухгалтерии и торговому делу. В первопрестольной, насмотревшись
представлений "охочих комедиантов", Федор проникся идеей создать
постоянный театр и воплотил ее в жизнь в родном Ярославле.
Вначале эта затея кое-кому показалась не просто диковинной, но
даже богомерзкой. Заметим, что многие хорошие идеи с этого
начинали.
Но успех волковских игрищ был у публики столь велик, что слух
о них достиг Петербурга. Императрица Елизавета Петровна, как и
следовало ожидать, отнеслась к этому ревностно: почему-де театр
появился в какой-то провинции? И проявила о комедиантах
материнскую заботу - повелела доставить труппу со всеми ее
декорациями в столицу. Ярославские актеры были определены в
Шляхетский корпус для изучения различных наук. Им даже
предоставили дворянское право шпаги носить.
Иные времена - иные пьесы. Некоторые нынешние актеры, чтобы
себя прокормить, в бухгалтеры подаются, а еще чаще - по торговой
части.
Наследник двух престолов.
10 февраля 1728 года родился наследник одновременно двух
престолов - шведского и российского. И назвали его соответственно
двойным именем - Карл-Петр. Первое - в честь шведского короля
Карла XII и второе - в честь российского императора Петра I,
который почти за 20 лет до этого, казалось, окончательно
разгромил Карла под Полтавой.
На всякий случай наследника обучали двум языкам - русскому и
шведскому. В результате он толком не знал ни того, ни другого.
"Малую полтавскую битву" за наследника тоже выиграла Россия.
Карла-Петра крестили в православие, нарекли Петром Федоровичем и
официально объявили наследником российского престола.
Он и взошел на него после смерти Елизаветы под именем Петра
III. Правда, правил недолго - всего полгода. Но за это время
успел прекратить войну России в союзе с Австрией против Пруссии и
начать войну России в союзе с Пруссией против Австрии. Словом,
спутал всем европейским державам карты, которые были поставлены
на кон бушевавшей тогда Семилетней войны. В ходе ее русская армия
взяла Берлин, но плодов победы не пожала.
История полна примеров, когда длительная война имеет нередко
внезапное и неожиданное окончание, в которой победитель и
побежденный меняются местами. Совсем как в современной "холодной
войне".
Ночная кремация.
Ровно 150 лет назад, 11 февраля 1852 года, в третьем часу
ночи, Николай Васильевич Гоголь предал огню, как считается,
рукопись второго тома "Мертвых душ". Великий и загадочный русский
писатель оставил потомкам еще одну - главную загадку. Что было в
этой рукописи и почему он сжег ее? Вряд ли кто-нибудь сможет
ответить на этот вопрос.
Возможно, во втором томе "Мертвых душ" содержался ответ на
знаменитый вопрос, прозвучавший в первом томе и звучащий до сих
пор: "Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?" А может, этот
поступок - высшее проявление самовзыскательности художника?
"Всякому теперь кажется, - писал Гоголь, - что он мог бы наделать
много добра на месте и в должности другого, и только не может
сделать его в своей должности. Это причина всех зол".
Как будто про нас сказано. С тех пор всевозможных должностей
сильно прибавилось, и дело поэтому еще больше запуталось.
Юрий ЛОБОВ.




07-02-2002, Труд