TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Дорого и безвкусно руководство канала культура, отказавшись от трудовской романсиады, сделало уступку китчу

"Нет, только тот, кто знал свиданья жажду, поймет, как я
страдал и как я стражду..." Представьте эти проникновенные строки
Гете в мастерском переводе Льва Мея, гениально положенные на
музыку Петром Ильичом Чайковским и спетые чудесным баритоном:
глубоким, мягким, да к тому же принадлежащим импозантному
молодому человеку с выразительным, благородным лицом истинного
артиста...
Мало кого такое оставит равнодушным. И вовсе не покажется
"мелодраматичным", что под трогательные звуки и слеза прольется у
иного слушателя или слушательницы. Как, например, у знаменитой
певицы Валентины Пономаревой - члена жюри конкурса "Романсиада"
под пение участника этого соревнования - студента Московской
консерватории Александра Коренкова. Свидетелями сей отнюдь не
наигранной сцены стали на днях миллионы телезрителей: канал "ТВ
Центр" начал цикл передач о IV Всероссийском открытом конкурсе
молодых исполнителей русского романса, учрежденном газетой "Труд"
и Министерством культуры РФ.
Родившись по инициативе "Труда" четыре с половиной года назад,
конкурс, обретший звучное и молодое имя "Романсиада", быстро стал
превращаться в широкое культурное движение, объединившее тех,
кому дороги традиции отечественного искусства, кто готов
защищать, развивать их и сегодня, когда страна на перепутье,
когда силы разрушения и созидания противостоят друг другу
особенно драматически. Мы, газетчики, прекрасно осознаем: такое
стало возможным и благодаря поддержке, которую оказало
"Романсиаде" телевидение. Весь ход состязания становился
достоянием не только тех энтузиастов, кто приходил в концертные
залы Москвы и подмосковного Остафьева, Твери и Смоленска,
Астрахани и Тулы, Кемерова и Минска, но и огромной международной
аудитории телезрителей. Именно в своей телевизионной версии
"Романсиада" особенно отчетливо показала: романс, это искусство
возвышенных чувств, счастливо соединяющее в себе прекрасную
музыку с подлинной поэзией, неизбывно нужен людям, как бы ни
пытались убедить нас в обратном торговцы дешевыми
песенками-однодневками. Ведь для их скоропортящегося товара
классика с ее нетленными ценностями - опаснейший конкурент.
Честно говоря, мы, трудовцы, сами не ожидали, что наше
предложение молодым профессиональным певцам, актерам, студентам
творческих вузов принять участие в романсовом соревновании,
подкрепленное возможностью выхода в эфир, вызовет такой широкий
отклик. Каждый год приходит по нескольку сотен заявок со всех
концов страны и из-за рубежа, на их основе отбирается примерно
полсотни наиболее интересных исполнителей, очное состязание
которых и наблюдают потом телезрители.
Ну и главное: те молодые артисты, которых открыл конкурс
(принадлежащий уже и не нам, а общественности), во многом
благодаря ему выходят на большую творческую орбиту. Можно уже без
натяжки говорить о "поколении "Романсиады", которое все увереннее
начинает определять собой облик сегодняшнего исполнительского
искусства. Трудно, например, представить себе нынешнее
"музыкальное поле" страны без голоса Николая Баскова. Может быть,
пока еще в меньшей степени, чем он, стали телевизионными
героинями и героями Карина Сербина, которая поет в Большом
театре, Ольга Луцив-Терновская и Кирилл Попов - в Театре имени
Станиславского и Немировича-Данченко, Дмитрий Шумейко - в
Московской оперетте, Елена Кононенко и Герман Юкавский - в
Камерном музыкальном, Борис Борейко и Лариса Павлова - в театре
"Экспромт"... Их карьера, по сути, началась с того, что публика и
продюсеры услышали певцов на гала-концерте победителей в Колонном
зале, увидели в телевизионных трансляциях с конкурса. То же можно
сказать о Ларисе Лусте из Питера, Юлии Зиганшиной из Казани -
"хозяйках" ныне известных музыкальных салонов. В Тбилиси среди
тех, кто не дает угаснуть традициям русско-грузинских культурных
связей, - дуэт Нино Аразашвили и Дато Отиашвили. В большую
оперную певицу буквально на глазах вырастает Елена Материнко из
белорусского Могилева... Этот перечень талантов можно было бы
множить, и они - открытия "Романсиады".
Имея возможность сравнивать телевизионный "облик" "Романсиады"
разных лет, могу заметить, что в нынешнем сезоне нам, пожалуй,
особенно повезло. Во всяком случае, по прошедшим передачам,
посвященным остафьевскому и минскому турам, можно судить о
режиссере Ольге Трегубовой как о человеке, тонко чувствующем
"нерв" соревнования, любящем романс, умеющем находить динамичную
и притом не противоречащую жанру экранную форму. Добрых слов
заслуживает работа звукорежиссера Сергея Трушина, да и всей
творческой телебригады "ТВ Центра".
На этой приятной ноте можно было бы и закончить, но,
поблагодарив "ТВ Центр", считаю долгом высказать определенное
недоумение по поводу отношения к "Романсиаде" другого телеканала
- "Культура". Наш конкурс когда-то начинался как совместное
детище "Труда" и ВГТРК, в чью систему входит "Культура". Да и,
казалось бы, где место телеверсии "Романсиады", как не там? Тем
не менее с прошлого года директор канала Татьяна Паухова
отказалась от сотрудничества, "немотивированно мотивировав" это
"невысоким исполнительским уровнем конкурса". Думаю,
несправедливость этой оценки очевидна: достаточно вспомнить хотя
бы, с каким искренним восторгом отзывались о недавнем
гала-концерте "Романсиады" и его участниках Александра Пахмутова
и Николай Сличенко, Михаил Швыдкой и Бари Алибасов, Вячеслав
Зайцев и Олег Попцов...
Правда, образовавшуюся "прореху" в тематике канала попытались
заполнить программой "Романтика романса". Но замену трудно
признать равноценной. В новоиспеченной передаче нет динамики,
нерва, сюжета, который обеспечивает сама интрига конкурса. Она
редко знакомит с молодыми артистами, а если знакомит с некоторыми
героями "Романсиады", то подчеркнуто "не афиширует" их связь с
нашим конкурсом, упоминать который, можно подумать, в эфире
"Культуры" нынче просто запрещено. В результате заявленной в
названии романтики в передаче-то и нет. А есть претензия на
"масштабность", неуместную в случае с романсом. Над огромным
пространством парит кран с телекамерой, зимний сад заставлен
кадками с деревьями, ползут дымы, мелькают лазерные лучи...
Выходит в стиле какого-то новорусского оранжерейного китча,
словно мы попали на дачу одного из нынешних нуворишей: дорого и
безвкусно. И не понятно, при чем тут "Культура"?
Сергей БИРЮКОВ, музыкальный обозреватель "Труда", член жюри
"Романсиады".




07-03-2001, Труд