Пурим и власть девятого марта этого года евреи празднуют пурим
Под властью персидских царей на землях Вавилона евреи жили в
комфортных условиях. Но соблюдение Закона ослабло, а образ
"еврея" изменился. Рабби Иосиф Ицхак Шнеерсон отмечал: "Верные
Торе евреи вынуждены были с болью в сердце отказаться от
оскверненного имени "еврей" и стали называть себя "иудеями".
"Свиток Эстер" - единственное место в Танахе, где используется
слово "иудей".
Персидский царь Ахашвэйрош в седьмой год своего царствования
устроил пир по случаю очередного военного успеха. Все жители
столицы, вне зависимости от веры и происхождения, были приглашены
на пир, растянувшийся на неделю. На дворцовой кухне была
приготовлена кошерная пища, какое-либо принуждение в еде и питье
полностью отсутствовало: ": приказал царь всем управляющим дома
своего, чтобы поступали они по воле каждого".
Надоумили потом советники царя устроить смотр красавиц по всей
стране и выбрать новую царицу. Через четыре года во дворце
появилась Эстер, кузина Мордехая-иудея. Хорошее отношение к
советнику Мордехаю, конечно, было определено верой в духовную
силу еврейского народа, а евреям страны и самому Мордехаю такое
положение при дворе, да и еврейка царица, помогали решать многие
вопросы.
Однако, оказав евреям особое уважение, царь выставил на столы
золотую и серебряную посуду, священные сосуды Иерусалимского
храма, тем самым осквернив их. Но жизнь шла своим чередом,
еврейская знать все больше ассимилировалась в поисках роскоши и
беспечной разгульной жизни, а Мордехай воспитывал в молодом
поколении любовь к Торе, Творцу и самоотверженность во имя
еврейства.
Деятельность Мордехая, его независимая, гордая позиция вызвала
у всесильного царского министра Амана ненависть: "И задумал Аман
истребить народ Мордехая, всех иудеев во всем царстве
Ахашвэйроша". С подачи первого министра, с помощью пура (жребия)
выбравшего день для реализации своего плана, властитель подписал
приказ. Узнав о предстоящем истреблении своего народа, Эстер
призвала всех евреев поститься три дня, молиться и ждать Б-жьего
чуда. Она обратилась за милостью к царю, вспомнившему о былых
услугах Мордехая в борьбе с придворными врагами. Убедившись в
вероломстве и подлости своего министра, Ахашвэйрош приказал
повесить некогда всесильного вельможу и подтвердил права евреев
на защиту жизни и собственности, призвав их в назначенный день
быть начеку, убивать каждого, кто поднимет на них руку. "И
настала для иудеев пора просвета и радости, и веселья, и почета.
И в каждой области, и в каждом городе, всюду, куда доходило слово
царское и указ его, - радость и веселье у иудеев, пиршество и
праздник".
Вот уже около 2400 лет в день памяти о подвиге мы соблюдаем
Пост Эстер и только на следующий день - праздник Пурим, юбилей
победы народа над смертельным врагом, когда мы молимся и заново
вспоминаем события минувших лет, делаем подарки друг другу,
помогаем бедным. Это время для общего веселья, пира и безудержной
радости. А для детей Пурим как аллюзия превращения печали в
радость - это праздник ряженых, праздник масок и вкусных
треугольных пирожков с маком, "оменташн" - "ушей Амана".
Еврейский народ стал народом не "на базе общности языка,
территории, экономической жизни и психического склада", а по воле
Б-га. Он оказался единственным народом, проживающим не в одной
стране, и, согласно Его высшему замыслу, распространился по всему
миру - не найти на карте того места, куда Г-сподь не направил бы
евреев. События, произошедшие в те далекие времена, поставили
перед евреями проблему взаимоотношений с государством, как еврей
должен относиться к власти страны, где живет, как сохранить
верность Закону, дарованному Создателем, и соблюсти нормы
повседневной жизни. Евреи, выполняя заповеди Творца, понимают,
что должны жить по принципам Торы, не входя в противоречия с
законами страны. Если евреи помнят, кто они и откуда, то это
только улучшает ситуацию, возвышает отдельного человека и народ в
целом.
На пире царя Ахашвейроша евреи, несмотря на то, что им
позволено было есть кошерную пищу, выказали свое желание быть
похожими на всех, есть и пить наравне со всеми, стать равными с
другими, раствориться среди других народов, ассимилироваться. И
оказалось, что это плохо и для евреев, и для их соседей.
Альтернативой было сохранить свою идентичность, единство с Б-гом,
продолжить путь, начавшийся исходом из Египта и откровением на
Синае. Но такой ли это большой грех, чтобы платой за него было
истребление народа? Если бы за каждый отказ от кошерной пищи
народ получал такое наказание, то его бы давно даже не
вспоминали.
Потом, на долгом историческом пути, такая ситуация возникала
не раз. Многие еврейские эмигранты, приехавшие в США, хотели
выглядеть стопроцентными американцами, и это привело к
ассимиляции, полной потере национальной самоидентификации.
На пире царя Ахашвейроша евреи не просто ели и пили наравне со
всеми - они, получая удовольствие на царском празднике, забыли о
своем предназначении в мире, словно выбирали благосклонность
земного властителя, как способ выживания. Как непрочна оказалась
эта симпатия, как относителен политический успех, - совсем
недолго евреи были в фаворе. Наше выживание в течение тысячелетий
опровергает все законы природы, мы словно "одинокий корабль среди
семидесяти волн". Не власть предержащие, Б-г сохранил народ,
наблюдая за ним подобно отцу, помогающему сыну делать первые,
тяжело дающиеся шаги. Ребенок, учась ходить, лишь изредка смотрит
вверх, убеждаясь - отец рядом, все в порядке, помощь всегда
придет в трудный момент. Предпочтя уважение царя любви Г-спода,
евреи совершили большую ошибку, нарушили фундамент своей жизни.
Политический успех всегда недолговечен, единственным ресурсом
еврейского народа была и остается любовь Б-га, Его обязательства
и сочувствие к своему народу.
Судьбой народа распорядился не рок, не судьба - он ее выбрал
сам, подвигом Эстер подтвердив союз с Всевышним. Исторический
опыт подсказывает, что успех достигается при нахождении того
равновесного состояния, когда Закон Б-га, а затем и законы
государства выполняются в полной мере.
Берл ЛАЗАР, главный раввин России.
07-03-2001, Труд