TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»
Калькулятор посева газона цены на устройство посевного

Русский романс - на все времена то, о чем политики лишь говорят, музыка осуществляет на деле

Сергей БИРЮКОВ.
- С такими голосами русский романс бессмертен, - об этом
дружно говорили со сцены Колонного зала Дома союзов те, кто в
минувшее воскресенье поздравлял победителей III Всероссийского
открытого конкурса "Романсиада", учрежденного газетой "Труд".
Музыка русских композиторов, стихи русских поэтов -
притягательный магнит. Ведь не зря алябьевский "Соловей"
закрепился как традиционный вставной номер в мировом оперном
шлягере - "Севильском цирюльнике" - и исполняется даже на родине
оперы - в Италии. Видно, есть что-то в наших напевах - порой и
неброских внешне, но так согревающих душу, что и солнечный юг
нуждается в их тепле.
То, что идея Конкурса молодых исполнителей русского романса
родилась именно в стенах редакции "Труда", мне кажется далеко не
случайным. Наш читатель - это, как правило, человек, которого
волнуют судьбы культуры, жизнь ее традиций. Романс же - одно из
знаковых для нашего искусства явлений, в нем удивительно
сочетаются высота художественного содержания с популярностью
бытования. Без романса невозможно представить себе духовную среду
ни России, ни тех стран, где влияние нашей культуры велико.
Помню, как это произошло. "Труд" опубликовал интервью
известного певца, в чьем творчестве романс занимает одно из
ведущих мест. И тут наш главный редактор (не раз делившийся
мечтами о чем-то подобном) буквально "завелся": давайте устроим
конкурс молодых "романсистов"!
Помню и первое очное прослушивание в Остафьеве под новый 1997
год, когда наконец увидел живые лица юных конкурсантов, услышал
их голоса. С тех пор, кстати, где бы мы - члены жюри,
телевизионная бригада ВГТРК, ведущая конкурса Галина
Преображенская - ни оказывались на прослушиваниях, а они
проходили и в Твери, и в Смоленске, и в Астрахани, - самой родной
для "Романсиады" осталась чудесная подмосковная усадьба поэта
Петра Вяземского.
С первой же "Романсиады" стало ясно, что конкурсу тесно в
"жестких" национальных рамках. Уже тогда к нам рвались
исполнители (и даже авторы) романсов из других стран, один
приехал-таки из Приднестровья... И неожиданным, и очень
органичным штрихом "Романсиады-98" восприняли слушатели
выступление в заключительном гала-концерте 11-летней гостьи из
Грузии...
Логично, что третья "Романсиада" обрела международный статус
уже официально. Среди ее участников - южнокорейский баритон Ли Ен
Сон, получивший приз зрительских симпатий, жительница Израиля
Елена Берляндт... Ну а по укорененности русского романса в
странах СНГ с самой Россией вполне могут спорить и Белоруссия,
делегировавшая на сей раз высокоталантливую певицу-сопрано Елену
Материнко, и Украина (дуэт Ольги Гусаревой и Элеоноры Кисель,
думаю, покорил многих), и Грузия, где самобытные традиции Тамары
Церетели и Кето Джапаридзе продолжают юные Нино Аразашвили и Дато
Отиашвили, чей дуэт по праву разделил первое место с московским
басом Германом Юкавским.
"Романсиада", надеемся мы, будет все активнее заявлять о себе
именно как международное соревнование. Не зря же сказал самый,
наверное, постоянный член жюри Николай Сличенко, что "русский
романс - явление всемирное". Но это же накладывает на нас,
устроителей, и особую ответственность. Ведь до сих пор вся почти
работа по организации конкурса сосредоточена в нескольких
комнатах редакции "Труда". Действительно, пора создавать дирекцию
"Романсиады" с участием профессионалов артистического
менеджмента, звукозаписывающих компаний (кассеты Николая Баскова,
Карины Сербиной, Юлии Зиганшиной и других "романсистов" идут
нарасхват!), меценатов... Может быть, стоило бы разделить
номинации классического и бытового романсов, ведь "День ли царит"
и "Очи черные" представляют ответвления жанра, довольно сильно
разнящиеся между собой. Кстати, и число уставных премий бы тогда
возросло, и не возникало бы ситуаций, когда члены жюри
надсаживают глотки в спорах, пытаясь доказать, что нужно
наградить и того, и другого, и пятого, и десятого... А некоторые
арбитры, например Леонид Серебренников, - давно предлагали
совместить конкурс с мастер-классами.
Ведь что может быть ценнее для молодого исполнителя, чем
возможность почерпнуть артистический опыт у Александра
Ведерникова, Валентины Пономаревой, Аллы Баяновой, Владимира
Зельдина...
Наша "Романсиада" на глазах вырастает из узкоконкурсных рамок,
превращается в широкое культурное движение, в основе которого -
идеалы высокой духовности, интернационального общения посредством
искусства. То, о чем политики с пеной у рта говорят (но
добиваются чаще противоположного - разобщают нас), "Романсиада"
дает на деле: сближает людей, роднит их общей прекрасной
страстью.




09-12-1999, Труд