TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Так ли страшен жигуленку шестисотый мерседес? с будущего года в россии заработает закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Государственная Дума приняла его в первом чтении (так сказать,
"за основу"). К осени депутаты обещают подготовиться ко второму
чтению, а с января будущего, 2002 года ни один автомобиль на
территории России не сможет безнаказанно выехать из гаража, не
имея на лобовом стекле страховой карточки. Страхование
автогражданской ответственности станет такой же обязательной
процедурой, как регулярный техосмотр.
И скажем дружно: "Давно пора!" Как утверждает заместитель
председателя думского Комитета по кредитным организациям и
финансовым рынкам Владимир Тарачев (его комитет готовил
законопроект), во всем мире только 8 процентов автомобильного
парка находится вне системы обязательного страхования гражданской
ответственности, причем более 5 процентов приходится на Россию.
Зато по количеству анекдотов на тему "повстречались на дороге
"жигуленок" с шестисотым "мерседесом" наша родина - на первом
месте. Правда, в последнее время число автовладельцев,
застраховавшихся в добровольном порядке в различных страховых
фирмах, значительно возросло, но общая их доля по стране
составляет считанные проценты.
Основная причина нашего отставания - дороговизна этой услуги:
страхование нанесенного ущерба в 10 тысяч долларов обходится
нынче не менее чем в 2400 - 2800 рублей. А "закладываться" на
меньшую сумму нет смысла: самое страшное на российских дорогах -
встреча не с "жигуленком" или подержанной "Волгой", а с крутой
иномаркой, да еще с "братками" в салоне. В Москве в последние
годы появился даже такой промысел - "подстава" подержанного
"мерседеса" под ДТП с последующим вымогательством крупной суммы у
невольного виновника.
Винить страховщиков за дороговизну трудно: во всем мире этот
вид страхования считается малоприбыльным. Однако можно понять и
среднего российского автовладельца, не желающего выкладывать
месячную зарплату за одну только возможную перспективу влететь в
течение года в автоаварию, да еще по собственной вине. А если
обойдется?
Спасение наше - в массовости страхования, которое позволяет
значительно - в разы! - снизить тарифы. Рассматриваемый Думой
законопроект предусматривает, что каждый российский автовладелец
будет страховать свою гражданскую ответственность не менее чем на
400000 рублей. При этом "потолок" возмещения имущества
потерпевших определен в 120000 рублей (если разбита одна машина),
а "потолок" возмещения ущерба личности потерпевшего - в 160000
(если пострадал один человек). Если машин разбито больше и
пострадало больше людей - суммы возмещения по договору
обязательного страхования увеличиваются на одну треть. Но все,
что потребуется "сверх того", будет выплачивать сам виновник ДТП.
Сколько же мы будем платить за такую услугу страховым
компаниям? Законом ставки не определены - их будет устанавливать
страхнадзор. Пока нам обещают, что более 400 - 450 рублей в год с
автовладельца не потребуют. Если это условие будет соблюдено,
сможем вздохнуть спокойно. Причем в законе сказано, что в
качестве страховщиков по договорам автогражданской
ответственности смогут выступить лишь солидные страховые фирмы,
имеющие как минимум по одному представительству в каждом субъекте
Федерации и проработавшие без нареканий со стороны страхнадзора
не менее двух последних лет. Но даже если такая фирма "лопнет",
застрахованный автовладелец не пострадает: дополнительным
гарантом для него станет Федеральный автотранспортный гарантийный
фонд (который, правда, еще только предстоит создать). Этот фонд
расплатится с пострадавшими и в случае, если виновник ДТП скрылся
с места происшествия.
И последнее: в прежнем аналогичном законопроекте, который был
забракован законодателями в прошлом году, обязательное
страхование автогражданской ответственности обкладывалось многими
"флажками": например, не действовало вне дорог (то есть во
дворах), в случае, если автомобиль имел какие-либо неисправности
(а найдите в нашей стране стопроцентно исправную машину) и так
далее. При доработке эти "ловушки" выпали. Теперь договор
считается недействующим лишь в действительно особых случаях. Зато
страховщики получают право требовать возмещения от виновника ДТП,
если, допустим, он был пьян, ехал на машине, эксплуатация которой
ввиду неисправного состояния уже была запрещена, или умышленно
совершил ДТП.
Но предстоит еще доработка законопроекта, при которой возможно
всякое. Российские страховщики очень заинтересованы в появлении
закона, по которому они будут собирать с автовладельцев не менее
одного миллиарда долларов ежегодно. Но они же наверняка захотят
снизить свою ответственность перед нами и поищут для этого любые
юридические лазейки. "Труд" будет следить за дальнейшим
прохождением законопроекта и информировать об этом читателей.
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".




06-04-2001, Труд