TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Верба охранит от зла

Православный церковный календарь распорядился таким образом,
что в этом году перед Страстной неделей православные христиане
молитвенно отмечают один за другим два двунадесятых праздника:
сегодня - непереходящий - Благовещение Пресвятой Богородицы, а
завтра - переходящий - Вход Господень в Иерусалим.
Раскрывая духовный смысл великого евангельского события -
Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Филарет Московский
в свое время обращал внимание верующих на немногословие Марии при
встрече с Архангелом Гавриилом и так советовал: "Вслушаемся в
молчание Марии и поучимся от Нее!".
Действительно, на приветствие небесного посланника: "Радуйся,
Благодатная! Господь с Тобою... " смущенная этими словами Мария
смолчала. После слов гостя "... и вот, зачнешь во чреве, и
родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус" - Она задала единственный
вопрос:
"Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Выслушав ответ,
смиренно произнесла вторую и последнюю в этом разговоре фразу:
"Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".
Стараясь постичь "молчание Марии", наш святой новомученик
митрополит Серафим задавался вопросом: "Что значит непонятный
подвиг этот?" И сам же отвечал: "То, что Мариам есть совершенный
сосуд Благодати. Как не годен употребляемый сосуд, когда он
течет, так не имеет достоинств и духовный сосуд, если не хранит
полученной благодати в смиренном молчании, но течет и
освобождается праздным, нескромным, нетерпеливым или тщеславным
словом". Владыка Серафим призывал не только осознать сокровенную
и величественную красоту подвига молчания Марии, но и возлюбить
его, и подражать ему: "Так святые отцы учат, что когда встретим
что-либо непонятное в вере, то не нужно тотчас любопытствовать и
прекословить, но в молчании внимать слову веры и терпеливо ждать
времени, когда Дух Святой изъяснит это живым словом или опытом".
...А завтра верующие пойдут в храмы, неся в руках веточки
вербы, мысленно представляя себе тот запечатленный в Евангелии
день, когда Спаситель входил в Иерусалим. "... Множество же
народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с
дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и
сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен
Грядущий во имя Господне!..".
Иисус Христос въехал в Иерусалим на осляти, что говорило о Его
кротости и миролюбии. И Он, глядя на ликующие толпы, встречавшие
Его как мессианского царя, провидел Свое скорое трагическое
будущее - эти же люди, обезумев от собственной духовной слепоты,
потребуют от римских властей Его распятия... Вспоминая это
событие, Церковь учит нас видеть в нем шествие Спасителя для
принесения себя в жертву за грехи человечества и молитвенно
воздавать Ему хвалу как победителю смерти.
Особенность наступающего праздника в том, что в храмах южных
стран в этот день совершается освящение ваий - пальмовых веток. В
нашей северной державе вошло в обычай окроплять святой водой
веточки вербы, отсюда народное название праздника - Вербное
воскресенье.
У православных с этим торжеством связано немало любопытных
обычаев. Придя из храма домой, люди должны игриво стегать вербой
друг друга и при этом приговаривать: "Не я бью, верба бьет".
Считается, что такая "процедура" прибавит здоровья. Верующие
убеждены также, что хранимые за иконами освященные веточки вербы
надежно оберегают семью от всякого зла, от "нечистой силы".
Александр КОРОЛЕВ.




06-04-2001, Труд