джон дир идет на таран, или опыт заботы об американских безработных
ДМИТРИЙ СТРУЖЕНЦОВ.
А отрасль эта многогранна. В создании трактора участвуют
десятки предприятий. И если вдруг закрыть на замок Кировский
завод, то тысячи жителей Ярославля, Ельца, Тихвина, Петербурга
пополнят ряды безработных России.
К этому все и идет. По крайней мере такой вывод напрашивается
из заявления министра сельхозпрода России Виктора Семенова о
заключении договора на поставку в Россию тракторов американской
фирмы "Джон Дир" на условиях лизинга на миллиард долларов.
Вдобавок заокеанская фирма оборудует в России сеть
машинотехнологических станций (МТС) по обслуживанию этой техники.
Кстати, 50 таких МТС уже созданы Кировским заводом для
обслуживания своих машин.
Тут к месту вспомнить, что Кировский завод в пору своего
расцвета поставлял тракторы во многие страны, а его главным
конкурентом был все тот же "Джон Дир". Теперь мы сдаем конкуренту
свой, российский рынок. После обращения кировцев к главе
правительства в Петербурге побывал вице-премьер Г.Кулик. Он
довольно туманно пообещал "разобраться в ситуации", а
американский контракт тем временем дорабатывается и вот-вот
обретет юридическую силу. Для отечественных тракторостроителей
контракт с "Джоном Диром" равнозначен смертельному приговору, для
всего российского АПК - зависимостью от американской фирмы,
которая не преминет воспользоваться монопольным положением в
своих интересах.
В начале девяностых в российских хозяйствах пахали землю 110
тысяч "кировцев". Ныне в полуразрушенном аграрно-промышленном
комплексе осталось меньше 50 тысяч тракторов, из них половина уже
выработала свой ресурс. Так что селу нужны тракторы позарез. Но
если Кировский завод выпускает вполне современные машины 25
модификаций, шесть из которых ориентированы на сельхозработы, то
почему же контракт заключается с американской фирмой?
Может, условия западного контракта выгоднее? Ничуть!
Американцы будут поставлять тракторы по лизингу, то есть в долг с
рассрочкой на 7 - 8 лет. Обойдется стране эта затея в 8
миллиардов долларов. Петербуржцы предлагают тот же лизинг, то
есть поставку техники в рассрочку. Но при этом, естественно,
возрастут налоговые поступления в бюджет, будет развиваться
отечественное тракторостроение, увеличится число рабочих мест.
В одном из своих интервью Виктор Семенов признает: "Я отдаю
себе отчет, что такие соглашения ударят по нашему машиностроению,
но делать что-то нужно". А почему делать надо в ущерб здравому
смыслу и отечественной экономике? Заметим, что решение заключить
контракт с "Джоном Диром" было принято без проведения каких-либо
конкурсов и несмотря на настойчивые заявления руководителей
Кировского завода о готовности ежегодно поставлять российскому
АПК по тысяче мощных тракторов. Это в то время, как американцы за
6 лет поставят России лишь 3 тысячи машин, по цене, почти впятеро
превышающей стоимость "кировца".
Вполне понятно возмущение заводчан происходящим.
- Мы готовы были выгнать наши тракторы на площадь перед
Смольным, поставить пикет, - говорит председатель комитета
независимого профсоюза "Кировский завод" Владимир Юдин. - Но
поняли, что эта затея напрасна - руководство города нас и так
активно поддерживает.
Да, предложение заводчан о создании лизинговой компании было
поддержано правительствами Петербурга и Ленинградской области. Но
вот из Минсельхоза пришла ничего не значащая отписка.
Возможно, господину министру известны некие мотивы,
позволяющие отдать приоритет американцам? Но если это так, то
почему их надо утаивать? Понятные, экономически оправданные
мотивы обычно не скрывают. А когда молчат - значит, есть что
утаивать. Остается только догадываться: что?
06-04-1999, Труд