Финансы
РЕЦЕПТ ОТ ГЕРАЩЕНКО.
ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВА.
В конце минувшей недели на заседании правительства,
посвященном банковскому кризису, премьер-министр Евгений Примаков
распорядился разобраться с "проблемными" банками и начать
процедуру банкротства против тех из них, которые не исполняют
своих обязательств перед клиентами.
Такое поручение могло бы порадовать "прогоревших" вкладчиков,
если бы им при этом гарантировали возврат средств.
Глава ЦБ РФ Виктор Геращенко на днях заявил, что после
финансового кризиса в России дееспособными могут считаться только
1032 банка из 1473. Причем 397 банков спасать уже
нецелесообразно, так как затраты на решение их проблем превысят
потенциальный эффект от восстановления деятельности. А вот
оставшиеся банки, в число которых входят и 18 крупнейших,
системообразующих, заслуживают индивидуального и достаточно
бережного к ним отношения. Ведь там сосредоточена половина всех
банковских активов, 45 процентов вкладов населения, и по этой
причине они заслуживают поддержки.
Но какую помощь может оказать банкам государство, которому
предстоит в течение года по внешним долгам выплатить свыше 17
миллиардов долларов?
На одной из пресс-конференций генеральный директор недавно
созданного Агентства по реструктуризации кредитных организаций
(АРКО) Александр Турбанов рассказал журналистам, как будет
выглядеть спасательная акция. Учредители АРКО (правительство и
ЦБ) внесли в его уставный капитал 10 миллиардов рублей из бюджета
1999 года. За эти деньги, действуя в рамках существующего
законодательства, менеджеры АРКО будут покупать контрольный пакет
проблемного банка, который к ним обратится за помощью.
Изучив его состояние и разобравшись с кредиторами, новые
управляющие заплатят по долгам, выработают новую концепцию
действий, направят энергию обновленного банка в реальный сектор
экономики, выведут его в число прибыльных. А потом снова продадут
контрольный пакет акций - но уже по более высокой цене.
Уже есть список первоочередных потенциальных клиентов,
составленный по информации Центробанка. Прежде всего это банки
шестнадцати регионов, наиболее сильно пострадавших от финансового
кризиса, в том числе - Приморья, Кемеровской, Свердловской,
Воронежской, Томской, Ивановской областей... Далее идут банки
Москвы и Московской области, системообразующие банки,
разветвленная сеть которых охватывает несколько регионов.
Возможно, в процессе этой работы удастся в известной мере
разрешить и еще одну сложную проблему - приток капиталов в
производственную сферу. Еще ранее Виктор Геращенко приводил
данные о взаимоотношениях банков с предприятиями. С августа по
декабрь 1998 года объем рублевого кредитования реального сектора
сократился на 13,6 миллиарда рублей (на 12 процентов),
кредитования в валюте - на 4,3 миллиарда долларов (на 31
процент). И это в какой-то мере объяснимо, ведь заводы не спешат
возвращать кредиты. Объем просроченной задолженности предприятий
вырос на 55 процентов. Если еще учесть и отток средств населения,
пришедшийся на этот же период и составивший свыше 16 миллиардов
рублей...Так что вполне объяснимо, продолжает Виктор Геращенко,
что доля активов банков, находящихся в критическом состоянии
возросла до 26,5 процента. А слабые, обескровленные финансовые
структуры способны только на спекулятивные операции: купил,
продал, нажился. Именно они, спонтанно вырываясь на валютный
рынок, подрывают устойчивость национальной денежной единицы.
Разумеется, с такой идеологией надо кончать, и путь, который
предлагает руководство АРКО, вполне разумный.
Вот только откуда возьмутся финансовые ресурсы у новой
организации на скупку контрольных пакетов акций десятков банков?
Где сидят те сотни опытных менеджеров, которые сумеют из
"спекулянтов" сделать кредиторов отечественной промышленности?
Александр Турбанов в ответ на этот вопрос честно признал, что
отпущенных из бюджета 10 миллиардов слишком мало для такой
работы, надо бы на порядок больше. Естественно, что нельзя
подвергнуть реструктуризации и оздоровлению сразу десятки банков,
процесс этот небыстрый, эффект будет получен не сразу.
Сложность еще и в том, что каждый такой проблемный банк должен
сам обратиться в АРКО за помощью, то есть, по сути, высказать
желание из разряда частных, акционерных перейти в состав
государственных. А произойти это может лишь тогда, когда частник
уже "увел" из банка все активы и оставил в нем только долги.
Спрашивается: стоит ли такая "корзинка с долгами" спасения за
счет бюджетных средств? И не прав ли Евгений Примаков, потребовав
"банкротить тех, кто не способен работать, буквально за неделю"?
Нет смысла расходовать на убыточное дело государственные
средства, которых и так у нас не густо.
06-04-1999, Труд