TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Взлет без посадки

ТАТЬЯНА БЫСТРОВА.
С начала этого года разбились семь наших вертолетов. В январе
- Ми-8 на Мальте, в феврале - МИ-8 в Кейптауне, в марте - МИ-8 на
Гаити и МИ-2 на Камчатке, в апреле - МИ-8 в Таджикистане и МИ-24
в Дагестане. "Причины пяти авиакатастроф не в самой милевской
технике, а относятся к организации и выполнению полетов", -
заявили авиаспециалисты, расследовавшие эти ЧП. Подоплека падения
МИ-8 в Таджикистане пока не выяснена. Вся надежда на "черные
ящики", один из которых (с параметрами полета) уже найден,
ведется расшифровка кассеты. Версия катастрофы в Дагестане -
столкновение машины с проводами ЛЭП.
Есть смысл заглянуть "внутрь" аварии, которая произошла на
Камчатке 16 марта с.г Председатель государственной комиссии по
расследованию этого авиапроисшествия Виктор Храмцов тоже
подтвердил, что все системы МИ-8 до последней минуты работали
нормально. Не было и перегруза машины.
Однако при взлете вертолет попал в снежную круговерть, которую
экипаж попытался пройти насквозь. Когда это не удалось, летчики
приняли решение вернуться назад. Но при этом потеряли контроль за
режимом полета, что и привело к падению.
Итак, опять этот человеческий фактор, на который списывают
сейчас (и справедливо) 80 процентов авианеудач. Но если здраво
рассудить, то разве летчик хочет катастрофы, которая будет стоить
ему жизни? И неужели диспетчер задумывает столкнуть в воздухе
машины? Конечно, нет. И все же аварии происходят. В связи с этим
можно, видимо, согласиться с выводом, который делает заслуженный
штурман СССР, кандидат технических наук Валентин Дудин: "Если так
происходит, то, значит, этот не желающий аварии человек нередко
становится в такие обстоятельства, которые толкают его на ошибку.
Она же должна страховаться на всех уровнях: организационном,
морально-психологическом, техническом. Об этой стороне дела мы
еще думаем очень мало. К сожалению. А цена ошибок растет...".




06-04-1999, Труд