Сделано в россии
КЕМЕРОВСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
ВЯЧЕСЛАВ ЛОБАЧЕВ.
Благодаря средствам массовой информации Кемеровская область
ассоциируется в нашем сознании исключительно с бастующими
шахтерами. Действительно, социально-экономическая обстановка в
регионе - крайне напряженная. И, честное слово, командировка в
Новокузнецк не вызвала у меня особого энтузиазма.
Однако то, что я увидел на Талдинском угольном месторождении,
в корне изменило мое отношение к служебному заданию. Здесь, на
"Южном" его участке, начинается строительство нового разреза,
технология разработки которого должна произвести переворот в
мировой горнодобывающей промышленности. И прежде всего в
угольной.
Происходящее на участке "Талдинский-Южный" не укладывается в
привычные схемы проведения открытых горных работ. Вот движется
экскаватор КСМ-2000Р размером с особнячок, какой можно встретить
в переулках Арбата. И никаких дорогостоящих и опасных
буровзрывных работ!
В эту машину вложено столько оригинальных инженерных решений,
что вряд ли им грозят кардинальные изменения по крайней мере в
ближайшие 50 лет.
Не случайно группа ведущих специалистов и ученых Института
горного дела им. Скочинского, финансово-промышленной компании
"ИнвестТЭКа", концерна "Кузбассразрезуголь" и разреза
"Талдинский" в составе Ю.Малышева, К.Виницкого, А.Шендерова,
Г.Краснянского, Р.Штейнцайга, В.Кузнецова, Е.Сапрыкина и
С.Коваленко за совместный труд, который называется "Разработка и
освоение ресурсосберегающих, экологически чистых безвзрывных
технологий открытой угледобычи на базе экскаваторов КСМ-2000Р
нового технического уровня", представлена к Государственной
премии Российской Федерации в области науки и техники за 1999
год.
Данные технологии получили одобрение научной общественности.
Например, независимые эксперты из Кемеровского института угля
и углехимии признали их революционными. Для осуществления замысла
ученых требовалась новая техника, которая и была создана. В
первую очередь - экскаватор КСМ-2000Р.
Российский парк экскаваторной техники в угольной
промышленности изношен на 85 процентов и не имел существенных
конструктивных изменений с послевоенного периода. Не очень далеко
ушли вперед в создании принципиально новых гидравлических лопат
зарубежные машиностроители. И тем не менее первый прорыв в этом
направлении сделала немецкая фирма "Крупп". В 1989 году она
изготовила выемочно- погрузочную машину КSМ-4000 для снятия
угольного пласта при открытых горных работах.
Следует отметить, что инженерная мысль отечественных и
немецких конструкторов развивалась параллельно. Но российские
ученые, среди которых следует назвать таких корифеев
отечественной науки, как академики Н.Лаверов и К.Трубецкой, стали
инициаторами принципиально иного подхода к решению этой задачи.
Еще один интересный факт: весь процесс работы над КСМ-2000Р
(кстати, он в два раза мощнее немецкого прототипа) занял четыре
года. Обычно для машин подобной сложности он составляет 12-14
лет.
Наши угольщики трудятся в контакте с германскими
машиностроителями. Почему? Причин несколько. Первая - немцы уже
создали подобную машину. Вторая причина связана с тем, что в
Германии через 5-10 лет будут значительно исчерпаны запасы угля и
его добыча сократится в два раза.
Машиностроители, производящие высококлассную горную технику,
могут встать перед необходимостью сокращения ее выпуска. Но они
этого не хотят, поэтому ищут новые рынки. И в первую очередь в
России.
В нашей стране ситуация с точностью до наоборот. У нас - 80
процентов мировых запасов твердого топлива! А вот отечественное
машиностроение находится в глубоком нокауте и требует реанимации.
Создав совместно с германскими коллегами на кооперативной
основе новый тип экскаватора, мы разместили свои заказы на
"Ижорских заводах", московской фирме "Пигма", предприятиях
Кемеровской области. Немцы поставляют нам системы автоматики,
гидроприводы, кабины, узлы конвейера. Остальное мы делаем сами.
Эта работа в мировой горной промышленности получила название
"Русский проект КСМ".
Производительность экскаватора равняется двум тысячам
кубометров в час. Благодаря этому средняя выработка на
"Талдинском-Южном" составляет 1000 тонн угля в месяц на человека
против 160 тонн на соседнем разрезе. При этом себестоимость
добытого таким способом твердого топлива на треть ниже, чем у
соседей, а качество угля настолько высоко, что он может
отгружаться покупателю без всякого обогащения.
Строительство разреза на месторождении "Талдинский-Южный" дало
около 400 рабочих мест, что, конечно, несколько снизит социальную
напряженность в регионе. Поэтому не случайно к проекту проявляет
внимание губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, и он
находится под его патронажем.
Но вернемся к изобретению. КСМ-2000Р нарезает горную массу
равномерными частями. Машинисту не надо ничего перестраивать,
чтобы перейти от одного типа породы к другой. Но когда приходится
брать пласт, содержащий большие объемы угля, используют
оригинальную поточную послойно-полосовую технологию. Ее суть в
том, что весь горный массив делится на условные блоки. Такая
методология позволяет концентрировать производство, что
значительно облегчает освоение месторождения.
Хорошо, а каким же образом экскаватору справиться с породами,
по крепости не уступающими брусчатке на Красной площади? И опять
выручила наука. Авторы проекта предложили экологически чистую
технологию физико- химического разупрочнения массивов крепких
горных пород.
По заданной схеме бурят ряд неглубоких скважин, в которые
заливают поверхностно-активные вещества (ПАВ), по своему составу
близкие стиральному порошку. При безобидной концентрации (чайная
ложка сухого вещества - на кубометр породы) раствор находит в
горном массиве микротрещины и заполняет их. Затем ПАВ начинают
разрушать кристаллическую решетку породы.
Работы по этой технологии защищены двумя патентами Российской
Федерации. По контрактам она начинает осваиваться в зарубежной
практике (ЮАР).
В реализации программы "Русский проект КСМ" самое деятельное
участие приняла финансово-промышленная компания "ИнвестТЭК"
(президент - профессор Г.Краснянский). Замечательно то, что из
госбюджета компания, как правило, денег не просит. Например, в
"Южном" бюджетные вложения составили всего 1,5 процента от
сметной стоимости проекта. Остальная сумма распределилась
следующим образом: собственные средства и кредиты составили по 30
процентов, а недостающее внесли инвесторы, получающие
соответствующие доли от дохода.
Итак, 500-тонное отечественное чудо экскаваторной техники
создано! Так что же, теперь "обычные" механические лопаты долой?
Ведь в России они не претерпели какого-нибудь принципиального
конструкторского изменения. За границей еще 30 лет назад начали
разработку гидравлических экскаваторов, и сейчас их выпуском
заняты практически все специализированные западные фирмы.
Примерно в те же годы и наши угольные генералы поставили перед
отечественной наукой задачу создать аналогичную технику. Но, к
сожалению, мы проигнорировали мировой опыт экскаваторостроения и
решили, как это у нас было принято, идти своим путем. И дошли до
того, что ситуация стала просто катастрофической. Порой на горных
предприятиях из 3-4 однотипных экскаваторов 1-2 разбирают на
запчасти. А в странах с развитой горнодобывающей промышленностью
фирмы имеют возможность через семь лет обновлять весь
экскаваторный парк. Способствует тому относительно низкая
металлоемкость, а следовательно - стоимость гидравлических машин.
Иными словами, частое обновление техники там - экономически
выгодное дело.
Особенно завидную активность в последние годы на мировом рынке
проявила немецкая фирма "Белер Ладетехника". Внимательно следя за
тенденциями развития экскаваторостроения, ФПК "ИнвестТЭК"
установила взаимовыгодные кооперационные связи с этой фирмой. В
прошлом году был сформирован международный консорциум между
немецкими машиностроителями, "ИнвестТЭКом" и санкт-петербургским
заводом "Подъемтрансмаш". И уже нынешней осенью начнется
эксплуатация первого образца российского гидравлического
экскаватора. Дистанция от науки до производства будет пройдена
менее чем за два года. Проект окупится за пять лет, а
рентабельность составит 20 процентов. Отличные перспективы!
Эта программа нашла самую широкую поддержку на недавно
прошедшем федеральном межотраслевом совещании. Все его участники
и руководство Комитета по угольной промышленности согласились,
что теперь мы будем иметь дело с универсальными экскаваторами,
способными работать в любых карьерах.
...Когда страна стоит с протянутой рукой перед МВФ и просит
дать пресловутые 4,8 миллиарда долларов, особенно грустно думать
о том, на что они будут израсходованы. Практически весь транш
уйдет на возврат долга тому же МВФ, а малая толика на зарплату
бюджетникам.
А почему бы занимаемые на Западе деньги частично не пустить в
реальный сектор экономики, на инвестирование науки и техники, в
ресурсосберегающие технологии? Ведь производить самим намного
выгоднее, чем брать в долг У нас еще очень высокий научный
потенциал.
Лучшим доказательством тому может служить названная
разработка, выдвинутая на Государственную премию.
06-04-1999, Труд