TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Взгляд на ситуацию

НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ - СНОВА.
АЛЕКСЕЙ ПАНТИН.
Ретивые чиновники пытаются выгнать из Казахстана инвесторов,
не обращая внимания ни на законы, ни на установленные процедуры.
Именно такая история произошла с АО "Международный аэропорт
Алматы", руководителей которого несколько дней назад буквально
выставили из кабинетов.
Аэропорт в прежней столице Казахстана с единственной взлетно-
посадочной полосой был построен давно, в 1968 году. В 1988 году
должен был быть произведен капитальный ремонт, который так и не
начался. Зато появилось специальное правительственное
постановление.
Постановлением, как известно, не спасешься - с 1991 года
алма-атинский аэропорт стал "аэропортом с необорудованным
взлетно-посадочным покрытием" и был закрыт для полетов три месяца
в году. Стране, которая жаждала привлечь иностранных инвесторов,
такая визитная карточка была явно не к лицу.
Первой компанией, которая рискнула серьезно сотрудничать с
аэропортом бывшей столицы Казахстана, стала итальянская фирма
"Кодест". Начав строительство второй полосы, фирма была вынуждена
уйти, не получив за работу более 16 миллионов долларов. После
этого желающих работать с алма-атинским аэропортом не находилось
долго. А с "итальянскими" долгами не разобрались до сих пор.
1 августа 1997 года Департамент управления государственным
имуществом и активами Министерства финансов Республики Казахстан
передал по трастовому договору имущественный комплекс аэропорта в
управление международному консорциуму на десять лет. В консорциум
вошли компании:
"Эйрфинанс Юроп Лимитед", "Джей-Си-Ди Эйрпорт энд Граунд
Сервисиз" и "ЛАТАС". Правительство и консорциум договорились, что
последний вкладывает в развитие аэропорта в течение пяти лет по
согласованному графику 63,5 миллиона долларов, а государство -
сохраняет за управляющей компанией весь 100-процентный
государственный пакет акций аэропорта на все десять лет,
неукоснительно соблюдает закон "Об иностранных инвестициях".
Прошло полтора года. На средства консорциума реконструирована
взлетно- посадочная полоса аэропорта (стоимость работ - 20
миллионов долларов), построен грузовой комплекс (4,5 млн. долл.),
введен в действие зал для пассажиров бизнес-класса (1,5 млн.
долл.). Кроме того, АО "Международный аэропорт Алматы" стабильно
рассчитывается с государственным бюджетом, а средней зарплате его
работников (21 тысяча тенге) в республике позавидуют многие.
Впервые в истории аэропорту присвоена вторая категория, что
ставит его в один ряд с основными аэропортами мира и позволяет
закрывать его всего на 10 дней в году.
Гром грянул буквально среди ясного неба: 29 марта руководители
АО "Международный аэропорт Алматы" были выдворены работниками
компании "Эйр Казахстан" с помощью транспортной милиции из
занимаемых ими помещений. На каком основании? Было предъявлено
постановление Департамента госимущества и приватизации Минфина
Казахстана о расторжении договора, назначении нового председателя
правления и членов совета директоров. "Вышибалы" ссылались и на
некое секретное правительственное постановление. На следующий
день выяснилось, что никто не готов сесть в управляющее кресло.
Затем Министерство транспорта согласилось с тем, что компания и
ее директора должны выполнять свои обязанности до разрешения
конфликта.
Как стало известно впоследствии, Министерство транспорта не
устраивает модель работы компании. Столь расплывчатая
формулировка позволила председателю совета директоров АО
"Международный аэропорт Алматы" Александру Криничанскому назвать
случившееся "государственным рэкетом, который осуществляется...
рядом свежевыпеченных министров". По его мнению, это не первая
попытка властей игнорировать договор управления.
Все разногласия в соответствии со статьями 7 и 8 договора
между инвесторами и государством решаются путем переговоров, а
затем в суде. Управляющей компании должен быть предоставлен
30-дневный срок для устранения недостатков и информирования об
этом правительства. В предъявленном постановлении Департамента
госимущества и приватизации о каких-либо конкретных недостатках
не говорится ни слова.
Аэропорт готов к диалогу, согласен на обсуждение моделей, но с
соблюдением всех процедур такого рода разбирательства. Пока же АО
"Международный аэропорт Алматы" подготовил документы для передачи
в судебные органы. Кроме того, аэропорт намерен обратиться с
просьбой о гарантиях соблюдения правового режима к президенту
Казахстана.
Совет директоров компании выделяет две возможные причины столь
неадекватных действий властей. Не исключено, что госчиновники
лоббировали интересы национального перевозчика - компании "Эйр
Казахстан". Из 39 компаний, обслуживающихся в аэропорту, она одна
задолжала 1,5 миллиона долларов. Возможно, в столь грубо
освобожденные руководящие кресла АО "Международный аэропорт
Алматы" должны сесть "свои" люди. Радикально обновленный аэропорт
стал лакомым куском.
Так или иначе, наступать на одни и те же грабли в
алма-атинском аэропорту дважды властям нельзя. Иначе инвесторы
начнут обходить казахскую землю стороной.




06-04-1999, Труд