TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Фестиваль

"МАСКИ" РОЗДАНЫ, ПРИМЕРЬТЕ.
ЛЮБОВЬ ЛЕБЕДИНА, СЕРГЕЙ БИРЮКОВ.
В Москве 5 апреля в Большом театре прошла торжественная
церемония закрытия национального театрального фестиваля "Золотая
маска", информационным спонсором которого была газета "Труд".
И хотя председатель жюри фестиваля Сергей Юрский сказал на
подведении итогов смотра, что "настоящее искусство не терпит
конкурсов", тем не менее и здесь есть свои фавориты и аутсайдеры.
На этот раз самой сильной "командой" оказалась петербургская,
которая увезла в город на Неве 8 самых престижных премий: за
лучший драматический спектакль - "Зимняя сказка", за лучший
оперный - "Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке".
Специальным призом за честь и достоинство наградили Кирилла
Лаврова.
Пятый раз проходивший в столице фестиваль уже зарекомендовал
себя в Европе как один из самых престижных. Но по-прежнему сам
метод отбора номинантов на этот форум несовершенен. Экспертный
совет часто такого навыбирает, что потом бедное жюри не знает,
как с этим разобраться...
Сегодня многие режиссеры не хотят работать подолгу с
артистами, а ищут такие шоковые художественные формы, которые
сразу "бьют" зрителей по голове. Например, загоняют публику прямо
на сцену, так сказать, "в объятия" к артистам, внушая, что это и
есть самое современное "видение" спектакля.
А в петербургском "Гамлете" театра "Фарсы" зрителей даже
катали (в течение четырех часов) вместе с исполнителями на круге
мхатовской сцены. Понятно, что при этом ни о каком
психологическом перевоплощении артистов и речи не могло быть.
Лицедейство, скоморошество - вот тот стиль игры, который здесь
принят.
На "Золотой маске" было представлено несколько таких
"клоунских" спектаклей, родившихся как пародия на нашу никчемную
действительность. В большинстве своем это были постановки грубого
площадного театра, где актрис вообще исключили "как класс". Так,
в двух спектаклях Юрия Бутусова (признанного жюри фестиваля и
критикой лучшим режиссером прошедшего сезона) - "В ожидании Годо"
и "Стороже" не нашлось ни одной женской роли.
Большинство присутствующих на церемонии вручения премий
"Золотой маски" были уверены, что приз за лучшую мужскую роль в
драматическом спектакле достанется Райкину за роль Гамлета или
Евгению Миронову, блистательно сыгравшему сумасшедшего Ван Гога в
спектакле Валерия Фокина "Еще Ван Гог ..", но этого не произошло.
Его получил 72-летний артист Евгений Красницкий, почтенно
исполнивший роль сенатора Аблеухова в спектакле "Петербург"
Московского театра имени Гоголя.
Казалось, неподкупное жюри из принципа не желает замечать
признанные авторитеты. Так, другой спектакль Валерия Фокина
"Татьяна Репина", нашумевший на прошлогоднем Авиньонском
фестивале, на "Золотой маске" не заметили. Удар был нанесен не
только по самолюбию известного режиссера, но и по авторитету не
менее знаменитого художника Сергея Бархина. Приз за лучшую работу
художника жюри присудило Степану Зограбяну, оформившему в
Вологодском ТЮЗе "Кармен" по повести П.Мериме. Пожалуй, это был
первый в фестивальной афише драматический спектакль, где
отсутствовали "чокнутые", изломанные персонажи. Сегодня многие
режиссеры любят изображать "чернуху", пугать зрителей изнанкой
бытия, забывая при этом, что в основе искусства лежит радость.
Именно шекспировская "Зимняя сказка" со счастливым финалом,
сыгранная артистами Малого драматического театра из Петербурга
под руководством приглашенного из Англии Деклана Доннеллана,
вызвала у зрителей истинную радость, смех и слезы умиления. Этим
спектаклем зарубежный режиссер фактически примирил русских
авангардистов и традиционалистов, доказав им, что Шекспира можно
ставить в разной манере, даже соединять в одном спектакле
элементы высокой трагедии и остросюжетной пародии. Со своей
стороны, артисты знаменитого театра Льва Додина в очередной раз
доказали противникам, что психологическое искусство не исчезло,
не утратило своей магии, только надо знать, как им распоряжаться.
Ну а как обстоят дела в области музыкального театра? Пожалуй,
и тут Петербург "впереди России всей". Достаточно вспомнить
захватывающий, идущий на одном дыхании спектакль Мариинского
театра "Летучий голландец" (Валерий Гергиев признан лучшим
оперным дирижером). Рядом же - удивительный в многосоставности и
цельности балет труппы Бориса Эйфмана "Мой Иерусалим", где
"музыки" и танцы людей разных национальностей и вер сливаются в
единую Музыку и Танец человечества (приз за вклад в искусство
хореографии).
Будем справедливы - старушка-первопрестольная тоже блеснула
кое-чем - например, "в пандан" питерской балерине Светлане
Захаровой лучшим танцовщиком назван премьер Большого театра
Николай Цискаридзе.
Высокую оценку жюри заслужил балет Алексея Ратманского "Сны о
Японии" в ГАБТе (за этот же спектакль отмечен и известный
театральный художник Олег Шейнцис). Однако список безусловных
удач на этом, похоже, обрывается. А следом наступают на пятки
провинциальные коллективы - напомним о призе Светланы Савиной за
роль Катерины Измайловой в спектакле Новосибирского театра оперы
и балета "Леди Макбет Мценского уезда", об очаровательной
ивановской "Хануме" (приз Александру Менжинскому за лучшую
мужскую роль).
Неоднозначное впечатление оставляют работы модного нынче в
Москве театра "Геликон-опера". Ассоциативная замудренность
"Сказок Гофмана", признаемся, больше сбила с толку, чем
действительно вовлекла в мир фантазий композитора Оффенбаха и его
героя, как того хотел руководитель театра Дмитрий Бертман (однако
удостоенный звания "лучший режиссер").
Максимально неорганичной показалась работа
санкт-петербургского театра "Зазеркалье" "Страсти по Каштанке",
где артисты и поют, и выделывают цирковые номера (с видимой
натугой - как еще могут их выделывать академические певцы?), а
свинья Хавронья Ивановна даже разговаривает по-украински (намек
на любовь малороссов к салу? Жюри, впрочем, это понравилось, судя
по присуждению "Маски" за лучшую женскую роль Елене Терновой).
Увы, каскад внешних приемов не подкреплен здесь главным - ярким
музыкальным материалом.
Вот уж где глаз и ухо отдыхали от "наворота" внешних эффектов
- так это на кукольных спектаклях. И вновь, как в прошлые годы,
провинция показала, что ничуть не отстает в этой области от
центра (Москву представлял отмеченный жюри спектакль
"П.И.Чайковский. Лебединое озеро" театра "Тень оперы"). Как
прост, почти этнографически достоверен и вместе с тем философски
насыщен спектакль "Иуда Искариот. Предатель" Абаканского театра
кукол по повести Леонида Андреева, сколь неожиданный взгляд на
главного героя как на фигуру трагическую он явил публике (приз
художнику Захару Давыдову)...
Слава Богу, "Золотая маска" не только отдала дань признанным
мастерам, но и открыла нам малоизвестные коллективы, имена.
Может, в этом ее главный смысл.




06-04-1999, Труд