TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Праздничный пожар

Ирина ПУЛЯ.
Молодое, дерзкое искусство, которое создавали в начале ХХ века
"звуколюди" - поэты, художники и музыканты, сравнивают с
пожарами, вспыхнувшими одновременно. Одним из первых русских
"пожаров" стало творчество Михаила Ларионова и его жены Натальи
Гончаровой. В Москве в здании Третьяковской галереи на Крымском
валу открылась уникальная выставка, собравшая их живописные
шедевры. Часть из них российский зритель увидит впервые.
Судьбы Ларионова и Гончаровой, как стихотворные строчки, шли
параллельно, соединенные рифмами роковых совпадений. Они родились
в 1881-м. Он - в Тирасполе, она - представительница дворянского
рода, двоюродная правнучка жены А.С. Пушкина, - в Тульской
губернии, но оба в десятилетнем возрасте переселились в Москву.
Учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Вслед
за Чюрленисом, который первым пытался отойти от "предметности",
они превращали каждый свой холст в "симфонию красок, линий и
форм", утверждая новым правящим законом живописи закон цвета. В
1913 году Ларионов напишет книгу "Лучизм", в ней впервые будут
сформулированы принципы беспредметного искусства, "имеющего в
виду" пространственные формы, которые возникают "от пересечения
отраженных лучей различных предметов". Они мало заботились о
совпадении своего творчества с чьими-то вкусами. Помимо занятий
творчеством, они страстно пропагандировали новое искусство -
организовали в Москве выставку "Бубновый валет", переросшую в
самое большое объединение авангардистов в России... Ларионов и
Гончарова уехали из России по приглашению Сергея Дягилева,
вначале отправились в Швейцарию, затем Италию, Испанию. В 1918
году выбрали для жизни Париж, хотя французское подданство приняли
только в 1939-м. Впрочем, зарекомендовав себя европейскими
мастерами, они остались русскими.




08-10-1999, Труд