TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Заокеанские похороны снг

АНДРАНИК МИГРАНЯН.
Участие большинства бывших советских республик в юбилее НАТО в
Вашингтоне позволяет с достаточной долей обоснованности говорить
о том, что СНГ вскоре вполне может превратиться в содружество не
зависимых от России, но вполне зависимых от США и НАТО
государств... Продолжаем ведущуюся в "Труде" полемику о судьбах
Содружества.
В общем-то ничего неожиданного не произошло. Юбилей НАТО и
коллективное присутствие на торжестве наших друзей и партнеров по
СНГ просто подвели черту под тем, что уже сложилось в отношениях
России с бывшими союзными республиками. СНГ, пожалуй, давно
превратилось в квазиколлективную организацию: президенты время от
времени встречались, говорили друг другу приятные, иногда очень
приятные слова, принимали какие-то решения, но никогда эти
решения не выполнялись. К сожалению, не удалось сформировать
обновленный союз с серьезной интеграцией на новой основе. По
существу, СНГ стало как бы конторой для цивилизованного развода
бывших союзных республик.
Достаточно очевидно, что серьезно помешала интеграции позиция
западных стран. Они не были заинтересованы в том, чтобы в какой
бы то ни было форме возрождался Советский Союз или нечто похожее
на него. Тут у Запада была своя стратегия, сформулированная еще в
1993-1994 годах Збигневом Бжезинским. Он выступил с идеей
необходимости геополитического плюрализма на постсоветском
пространстве. Смысл его в том, чтобы не дать России
консолидировать бывшие советские республики, а создать из них
альтернативные центры силы, которые сдерживали бы ее влияние.
И такие центры появились. Они не только становились
независимыми, но порой занимали антироссийские позиции, решали
собственные проблемы, в значительной степени ориентируясь на
западных партнеров. В результате США стали считать Украину сферой
своих жизненных интересов. В Азербайджане начался нефтяной бум.
Использование ресурсов Каспия послужило поводом для присутствия
западных компаний, а вслед за ними западного политического
присутствия.
В Средней Азии в качестве такого центра силы выступил, считаю,
Узбекистан. Он чисто формально сохранял свое членство в СНГ, а на
самом деле в ООН голосовал вслед за США. Запад закрывает глаза на
любые негативные процессы в этих странах, лишь бы они были
лояльны и не позволяли России восстановить свое влияние.
В 1995 - 1996 годах стал уже совсем реальным процесс
обособления новых независимых государств, создания
мини-группировок, которые пытаются решать свои проблемы без
России, часто вопреки ее интересам. Это Центрально-Азиатский Союз
- Узбекистан, Казахстан, Киргизия. К нему пытаются привлечь
Таджикистан и Туркменистан, несмотря на то, что последний объявил
себя нейтральным государством. Затем "ось" Ташкент - Баку -
Тбилиси - Киев. Тут речь идет о поисках альтернативных путей
выхода среднеазиатских и закавказских республик на мировые рынки,
путей вывоза сырья, которые шли бы не через Россию и не
контролировались Москвой. Строятся особые отношения между новыми
государствами, основанные на вытеснении России.
Сыграла свою роль и проблема каспийской нефти, и ее
транспортировки. Теперь уже ясно: нефть пойдет через Азербайджан,
Грузию, Турцию или через недавно пущенный нефтепровод Баку -
Супса, дальше танкерами на Украину, оттуда по нефтепроводу в
Европу. Кстати, в этом Украина особенно заинтересована - она
сможет избежать зависимости от поставок российских
энергоносителей. Правда, первая нефть уже качается через
Новороссийск. Но тут надо идти через Грозный, и пропускная
способность нефтепровода не очень велика. Да и есть проблема с
прохождением танкеров через Босфор, которые создает турецкая
сторона, чтобы получить нефть, минуя Россию... Возникла и идея
воссоздания шелкового пути - опять же независимо от России - по
Центральной Азии, через Закавказье, к Черному морю, в Турцию. Это
чисто транспортная, коммуникационная система железных и
автомобильных дорог - транспортный коридор. Короче, бывшие
советские республики ищут собственную нишу в мире и потихоньку ее
находят.
Дальше - больше. В Страсбурге - а эти страны или являются
ассоциированными членами Совета Европы или хотят в него войти -
объявили о создании ГУАМ - объединения Грузии, Украины,
Азербайджана, Молдавии. А теперь уже в Вашингтоне провозгласили
ГУУАМ - к ним примкнул Узбекистан. Кстати, в рамках этой
группировки проводились уже совместные учения по защите участков
нефтепроводов, охране их, что фактически закладывает основы и для
военного сотрудничества. И тоже помимо и без участия России. США
всячески поддерживают региональную интеграцию, потому что
образование подобных структур ослабляет позиции России,
способствует проникновению на это пространство в том числе Турции
- надежного союзника США.
Укрепление и региональное взаимодействие новых независимых
государств делают их еще более самостоятельными во
взаимоотношениях с Москвой. Не случайно на последнем саммите СНГ
Азербайджан, Грузия и Узбекистан заявили о своем выходе из
договора о коллективной безопасности. И поездка на юбилей НАТО
означает, что если раньше, фигурально выражаясь, решающим для них
было мнение ЦК из Москвы, то теперь "вашингтонский обком" все
более становится направляющей силой. Они понимают, что, несмотря
на все разговоры о многополярности, мир все же однополярен, и там
доминируют США. Ведь и Россия все экономические и даже военные
вопросы вынуждена решать в Вашингтоне. Так зачем же им входить в
мир через Россию, когда можно иметь дело напрямую с Вашингтоном?
Присутствие на юбилее НАТО бывших советских республик
показало, что они решительно изменяют свою ориентацию. Как
образно сказал Шеварднадзе, Вашингтон все расставил по своим
местам...
Несколько слов об Армении. С ней заключен особый договор, в
Армении есть российские военные базы, успешно развивается
военно-политическое сотрудничество. Армения не входит во
всевозможные постсоветские "оси". Но в то же время она получает
больше всех американской помощи. Поэтому и ее президент поехал в
Вашингтон. Пока Армении удается, оставаясь пророссийской силой,
ладить и с Америкой...
Что же дальше? Несмотря ни на что, на мой взгляд, определенные
возможности сохранить свое влияние на постсоветском пространстве
у России есть. Если удастся консолидировать власть, прекратить
борьбу всех со всеми, если достигнем национального согласия, то
можно будет вести и осмысленную политику в отношении бывших
советских республик. Есть же серьезная возможность для
действительного объединения с Белоруссией. А если это произойдет,
это радикально повлияет на украинскую ситуацию - там много
русскоговорящих, людей русской культуры и просто русских. И
события в Югославии показывают, что по крайней мере значительная
часть Верховной Рады выступает за замораживание отношений с НАТО,
солидаризируется с Россией. Объединение с Белоруссией сильно
подвигает и Казахстан не только к разговорам об интеграции, но и
к более реальным шагам - там все-таки 7 миллионов русских. Плюс
Армения, про которую я уже говорил.
Россия опережает многие страны СНГ в своем развитии и до сих
пор остается для них достаточно притягательной. Но чтобы изменить
положение, нужны консолидация власти, экономические успехи в
самой России и целенаправленная разумная политика в отношении
независимых государств - бывших советских республик.




06-05-1999, Труд