Жизнь взаймы
АНРИ ВАРТАНОВ.
В праздничные дни, понятно, информационные передачи отходят на
второй план, уступая место художественным жанрам. И тут
выясняется, что ТВ давно уже живет взаймы. В основном оно стоит
на двух китах: кинофильмы и эстрада. А вот третий кит - он, по
всем понятиям, должен был бы быть первым - собственно
телевизионное творчество, в последние годы явно хиреет. Некоторые
успели даже похоронить его. На днях, скажем, вышла в свет книга о
ТВ, где есть специальная глава "Почему телевидение так и не стало
искусством". Там золотая пора "телемузы" отнесена к далеким 50 -
60-м годам.
Действительно, сегодня лишь немногие телеэнтузиасты продолжают
почти безнадежную борьбу за место на Парнасе. Вы спросите: почему
безнадежную? Да потому, что любые творческие поиски,
нестандартные решения на экране слишком дорого стоят. Они не с
руки телевещателям, которые в последнее время думают не столько о
духовном, сколько о прибыли. Им выгоднее апробированные,
обкатанные решения. Как писала на днях популярная столичная
газета, "ТВ не производит предмет искусства - оно воспроизводит
только самое себя. Это изнурительный каждодневный труд по
заполнению эфира рейтинговым продуктом".
Не стану анализировать безликую пестроту праздничного
телеэкрана - от надоевших "Старых песен о главном" до дурновкусия
"хорового чтения" стихов Пушкина в эфире. Замечу другое: среди
собственно телевизионных произведений нет почти ничего нового. В
основном - шедевры далекого прошлого: "Семнадцать мгновений
весны", "Майор Вихрь", "Был месяц май".
А еще программы, вышедшие со временем в тираж. Они потеряли с
годами свежесть и смысл, теперь прозябают на отработанном пару,
по инерции.
"Музыкальный ринг" и "КВН" привлекали прежде не только азартом
состязания молодых, но и серьезным разговором о том, что
происходит в духовной жизни общества, в культуре. В первомайских
выпусках, увы, остались одни внешние приметы: обозначены
состязательность, общественная актуальность, интерес к музыке. За
всем этим стоит неприкрытая тяга всеми силами "выдать рейтинговый
продукт".
Безжалостный рейтинг, ориентация на тусклую усредненность
запросов погубили в последнее время не один превосходный,
наделенный эстетическим потенциалом телевизионный проект.
Вспомните "Наблюдатель" - еженедельный журнал - обозрение
художественной жизни с дискуссией между его ведущими и
голосованием на манер древнеримской публики. Или "Другие берега"
- авторскую программу Анастасии Вертинской. Вышло всего несколько
выпусков, но каждый из них не только открывал зрителям
масштабную, яркую личность, но и впечатлял редкостной красотой и
отдельных деталей, и целого.
Я уж не говорю о передачах, которые продержались подольше:
"САС" Сергея Соловьева, "Конюшня" Юрия Роста, "Мужчины и женщина"
Киры Прошутинской. В них чувствовалось стремление авторов не
просто "излагать содержание", но и найти его своеобразную
художественную форму.
Впрочем, ни положительные отзывы критики, ни громкие имена
авторов, ни завоеванное в течение нескольких сезонов место в
прайм-тайме не спасло эти и подобные им телепроизведения от
преждевременной кончины.
Все это, понятно, настраивает на грустный лад. Один мой
коллега- телекритик недавно в печати пессимистически заявил: "Не
стоит обращаться к телевидению в поисках пищи для ума". В самом
деле все чаще голубому экрану строгие аналитики отводят в
культуре роль примитивной попсы, бездумной развлекаловки,
агрессивного и безвкусного китча.
Все мое существо, признаюсь, восстает против такого понимания
ТВ. Тем более что пусть редко, но появляются произведения,
отмеченные духовно- эстетическим поиском. Назову лишь те из них,
что оказались на экране в эти дни.
Вышел очередной "том" "Собрания заблуждений" Александра
Гордона - "Искушение доктора Дзяня". Как и предыдущие выпуски,
этот не только таит в себе кажущуюся фантастической историю, но и
завораживает своей экранной формой.
Два вечера - вчера и сегодня - в эфире РТР премьера
двухсерийного фильма "Стриндберг глазами русских". Творчество
"скандинавского Чехова" нам раскрывают не только логическими,
понятийными, но и образными, сугубо телевизионными средствами.
В понедельник, как обычно, вышла "Акуна матата" - "программа
для родителей, которые хотят лучше узнать своих детей, и для
детей, которые хотят доказать родителям, что они - не дети".
Обсуждение сложных проблем и конфликтных ситуаций, возникающих
между поколениями, лишено иссушающей назидательности. Авторы
побеждают ее, доверившись художественным решениям.
Впрочем, для многих телевизионщиков эстетический уровень их
творений аргументом не является. Занятная ситуация случилась с
"Вечерним шоу с Юлием Гусманом". Популярная молодежная газета
сообщила, что программа снята c эфира из-за низкого рейтинга.
Через неделю поступило опровержение производителей. Оказывается,
шоу "было закрыто не по причине низкого рейтинга, а из-за
отсутствия средств". Заказчики не рискнули сообщить читателям и
зрителям со всей прямотой: шоу закрывается по причине откровенно
низкого художественного качества.
06-05-1999, Труд