Тайна доктора гаше
ПОЧЕМУ СПЕЦИАЛИСТЫ СОМНЕВАЮТСЯ В ПОДЛИННОСТИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ
КАРТИН, СОЗДАННЫХ СУМАСШЕДШИМ ГЕНИЕМ?
НИКИТА ШЕВЦОВ.
Последние два месяца жизни великого художника Ван Гога
считаются самыми плодотворными и трагически загадочными. Он
провел их в небольшом французском городке Овер-сюр-Уаз, где
создал 70 картин.
Простой подсчет показывает, что в день художник писал более
чем по одной картине. Именно в Овер-сюр-Уаз появились такие
шедевры, как "Церковь в Овере", "Портрет доктора Гаше", "Мэрия в
Овере", "Сад доктора Гаше", хранящееся ныне в московском музее
изобразительных искусств полотно "Пейзаж в Овере после дождя" и
т.д. Приехав в этот тихий городок на реке Уазе, я был приятно
удивлен, увидев, что многие из объектов, с которых писал свои
картины Ван Гог, сохранились до наших дней. Так, рядом с церковью
и мэрией стоят таблички с литографиями картин художника, на
которых изображены эти постройки.
Картины, созданные Ван Гогом в Овер-сюр-Уаз, ценятся
чрезвычайно высоко. Так, в 65 млн. долларов оценивается ныне
"Портрет доктора Гаше". За 10 млн. долларов было продано в 1992
году на аукционе полотно "Сад в Овере". Но еще ранее французское
правительство приняло решение рассматривать эту картину как
историческое достояние страны, которое не подлежит вывозу за ее
пределы. Поэтому, хотя "Сад в Овере" и был куплен за
астрономическую сумму, он должен оставаться во Франции. Эксперты
же считают, что если бы ее продали в Лондоне или в Нью-Йорке, то
она стоила бы в три раза дороже.
Картину "Сад в Овере" приобрел банкир Верн, который умер в
1996 году. В декабре прошлого года его наследники решили продать
этот холст. Но на сей раз цена за него была установлена почти в
два раза ниже той, за которую ее купил Верн. Что же произошло? А
все дело, оказывается, в том, что как раз в то же время в
лондонской газете "Арт ньюспейпер" и во французской "Фигаро"
появились статьи, в которых подлинность этой картины ставилась
под сомнение. Всего же, как считает "Арт ньюспейпер", сейчас
примерно 100 картин и рисунков, приписываемых Ван Гогу, на самом
деле являются подделками, в том числе такое знаменитое полотно,
как "Арлезианка".
Мнение "Арт ньюспейпер" поддержала влиятельная английская
газета "Дейли телеграф", которая назвала выводы, содержавшиеся в
напечатанной статье, как "работу экспертов, достойную доверия".
Особенно сильные подозрения сохраняются у специалистов в
отношении подлинности картин, созданных Ван Гогом в Овер-сюр-Уаз.
Хотя общеизвестно, что художник быстро писал свои картины, но все
равно даже ему было бы весьма сложно создать за два месяца 70
полотен. К тому же Ван Гог испытывал нервную депрессию, что,
конечно, мешало его работе.
Некоторые из экспертов усомнились даже в подлинности "Портрета
доктора Гаше", который ныне хранится в парижском музее Дорсэ, а
также другого варианта этой картины, который за 41 миллион
долларов был продан в Японию. Правда, проведенная
радиографическая экспертиза сотрудниками музея Дорсэ показала,
что парижский портрет действительно написан Ван Гогом.
Но, как выясняется, часто мнение экспертов музеев не является
решающим. Например, сотрудники Музея Ван Гога в Амстердаме сейчас
настойчиво убеждают всех, что проданная в 1987 году на аукционе
за рекордную сумму в 81,5 млн. долларов одна из семи картин
"Подсолнухи" является подлинной, хотя многие специалисты считают
ее подделкой. Но вряд ли у сотрудников музея могло быть иное
мнение, если учитывать, что купившая "Подсолнухи" японская
компания "Ясуда" ныне финансирует реконструкцию этого музея.
Ну а пока некоторые исследователи, в частности, такие
специалисты в области творчества Ван Гога, как мартин Бэйли и Ян
Хаскле, не исключают, что прямое отношение к подделкам имел
именно доктор Гаше, который сам неплохо рисовал. Гаше
специализировался на лечении болезней, связанных с нервной
депрессией. Он одним из первых стал применять во врачебной
практике гомеопатию и электротерапию. В медицинском музее Парижа
хранятся даже личные вещи этого врача, в том числе шапочка, в
которой он позировал Ван Гогу, когда тот писал его знаменитый
портрет. В Овере есть и улица, названная в честь Гаше.
В 1872 году доктор обосновался в Овер-сюр-Уаз, сохранив за
собой парижских клиентов. У него лечился художник-импрессионист
Писсарро. Именно Писсарро порекомендовал Тео - брату Ван Гога,
чтобы Винсент консультировался у этого врача. И вот Ван Гог
поселяется в Овере. Он живет в гостинице "Раву", где снимает
крошечную комнатку под самой крышей.
Решив измерить ее площадь, я смог сделать только по три шага в
длину и четыре - в ширину. Ван Гог консультируется у Гаше, часто
вместо денег отдавая ему свои картины. Точно так же поступают и
другие художники - приятели доктора - Сезанн, Писсарро, Добиньи,
Гийомен. Гаше слывет меценатом, а в свободное время он любит
копировать картины, которые приобретал у знакомых ему художников.
Но вот 27 июля 1890 года произошло самоубийство Ван Гога.
После этого имя доктора Гаше, который был его меценатом и другом,
приобретает всемирную известность. К тому же у него хранится
немало картин как застрелившегося художника, так и других
импрессионистов. Однако спустя многие годы возникает версия,
согласно которой некоторые из приписываемых Ван Гогу картин на
самом деле были созданы доктором Гаше, который прекрасно освоил
манеру художника, постоянно общаясь с ним в Овере. Более того,
поняв гениальность Ван Гога, он чуть ли не эксплуатировал его,
заставляя писать все новые картины. Под подозрением в создании
подделок оказался и сын доктора Поль, который в 1954 году передал
коллекцию отца французскому государству. В нее входили семь
полотен Ван Гога, семь - Сезанна, три - Писсарро, по одной - Моне
и Ренуара, а также другие картины. Не исключено, что сын Гаше,
умевший неплохо рисовать, тоже создавал подделки Ван Гога.
Специалистов французских музеев, естественно, не могло не
волновать появление таких версий. И как бы ответом на это явилось
открытие в начале нынешнего года в Гранд Пале Парижа выставки
картин, которые передал в 1954 году сын доктора Гаше. Ее
организаторы тем самым хотели показать, что все картины, которые
были в коллекции доктора Гаше, - подлинники, а не подделки. Вот
только неясно, сумела ли выставка все же до конца развеять все
сомнения. Видно, доктор Гаше так и унес в могилу свою тайну.
06-05-1999, Труд