Жить надо регулярно
АКТЕР ВЛАДИМИР СОШАЛЬСКИЙ ВСТРЕТИЛСЯ В ОДНОМ СПЕКТАКЛЕ С ТРЕМЯ
СВОИМИ БЫВШИМИ СУПРУГАМИ.
ИВАН ЕВДОКИМОВ.
Народный артист России Владимир Сошальский - личность яркая,
заметная. Помимо образов, созданных им в театре и кино, он
знаменит еще и бурной личной жизнью. Количество его браков
вызывает удивление, а достоинства женщин, деливших с ним брачное
ложе, - легкую зависть.
- Владимир Борисович, вы из театральной семьи?
- Да, моя мама - народная артистка Варвара Владимировна
Сошальская, царствие ей небесное. Папа тоже был артистом,
снимался еще в немом кино.
- Стало быть, выбор профессии не был случаен...
- Конечно. Это все - папа, мама... Хотя мои родители были в
разводе, но у них сохранились дружеские отношения. Папа жил в
Петербурге, но часто приезжал в Москву. Когда я наведывался в
Питер - всегда останавливался у него. Я окончил студию при
ленинградском ТЮЗе. Моей дипломной работой была роль Ромео, после
которой на меня свалился совершенно неприличный успех. Вышли
рецензии не только в местной прессе, но и в "Огоньке", критики
писали, что молодой актер, ровесник Ромео, сыграл такую сложную
роль. Я гулял по Невскому в простеньких штанишках, в потертой
курточке, а за мной - целый табун девчонок. Это было какое-то
безумие. Навстречу шли народные артисты - дядя Коля Симонов с
Николаем Черкасовым, они были очень дружны с моей мамой. Идут и
смеются: "А, это Вовка идет... Что тут делать нам?".
- Этот ранний успех не свалил вас с ног?
- Нет, не свалил. Меня все это очень раздражало. Я гнал этих
поклонниц, просил оставить меня в покое, даже обзывал, но они на
это не обращали внимания. Для них я был свой человек, все звали
меня Вовкой. Я жил тогда на улице Марата вдвоем с папой. И к моим
дверям они постоянно ставили банки с вишневым вареньем, грибы
моченые, соленые, клюкву в сахаре и писали: "Володе".
- Как вы оказались в Москве?
- Когда меня стали призывать на службу в армию, Алексей
Дмитриевич Попов, художественный руководитель Театра Красной
Армии, взял меня к себе. Он меня очень любил, Алексей Дмитриевич,
и с Андрюшей Поповым, его сыном, мы подружились.
Я у них даже жил, пока мне не дали комнату. И когда приходила
машина, Попов-старший говорил мне: "Садись, поехали в театр". Я
говорил: "Алексей Дмитриевич, я не поеду. Посудите сами: актеры
идут на репетицию, тут подъезжает машина, вы выходите, и я с вами
тут же, нехорошо". Он настаивал. Тогда я просил меня высадить за
два-три квартала до театра и дальше шел пешком. В ТЮЗ я уже не
вернулся, потому что Алексей Дмитриевич сказал: "Оставайся здесь,
ты же много играешь". Я остался и вот работаю в этом театре 51
год.
- В театре за вами на долгие годы закрепилось амплуа первого
любовника. Впрочем, и в жизни о вас идет слава как об известном
сердцееде, покорителе женщин...
- Многие удивляются: "Ты столько раз был женат..." А дело все
в том, что если я влюбляюсь в женщину, то непременно женюсь на
ней. Если я снова влюбляюсь, значит, я еще раз женюсь, и опять
надолго. Это не какие-то любовницы или романчики - это серьезно,
это все через счастливую фиолетовую печать в загсе. Хотя жен у
меня было не так уж и много.
- Пальцев на руках хватит, чтобы пересчитать?
- Что вы! Гораздо меньше. Ну две, ну три, ну от силы четыре...
- Мне кажется, вы умеете красиво ухаживать за понравившейся
вам дамой:
- Ну, мне трудно об этом судить, но в общем-то я старался -
водил их в театр, приглашал в ресторан, устраивал домашние
приемы.
- Все ваши жены - актрисы?
- В основном да. Я их не буду называть, потому что некоторые
не любят такого рода популярность. Говорят потом: "Зачем ты
рассказываешь?" А ведь все равно все знают. Если вспоминать моих
жен, то самая известная из них - это, пожалуй, Нонна Мордюкова.
Наш брак был сравнительно недолговечен. Мы просто не сошлись
характерами. Сейчас, когда встречаемся, здороваемся, правда, без
объятий и поцелуев, но и без скандалов.
- Говорят, вы развелись с Нонной Мордюковой из-за того, что
она самовольно перепланировала вашу квартиру, снесла стенку,
разделяющую кухню с комнатой...
- Наоборот, я благодарен ей за это. Потому что кухонька была
маленькая, в ней помещалось три человека, четвертый уже на
чьих-то коленях сидел. А когда она сняла дверь, разделяющую кухню
и спальню, то получилось огромное помещение. И она говорила: "Ну
вот, теперь раздолье будет твоим алкоголикам. А то сидели тут,
жались друг к другу, а я, крупная женщина, еле протискивалась
бочком..." Все ребята, мои друзья, тоже благодарны ей, до сих пор
говорят: "Молодец Нонна, какой она след хороший оставила". И
когда мы с ней видимся, она спрашивает: "Ну как? Довольны твои
алкоголики?" Я говорю: "Ой, довольны, вспоминаем тебя
исключительно добрым словом".
- Какие качества вас подкупали в ваших женах?
- Не могу сказать. Я просто влюблялся, и все. Почему - не
знаю. Потом проходил какой-то промежуток времени, и я снова
влюблялся в кого-то, и тоже не знаю, почему. Тянуло меня - и все.
Но никаких измен не было. Я объяснялся с прежней женой, говорил
ей, что так дальше нельзя, что мы больше не можем жить вместе,
давай разойдемся по-хорошему... И все, на этом - прощальный
поклон.
- У вас, должно быть, много детей?
- У меня есть дочь Екатерина, она переводчица, а насчет других
я не знаю. Ну, если бы были, то, наверное, объявились бы.
Приходили, конечно, какие- то шутливые письма с подобными
признаниями, но без обратного адреса. Я бы с удовольствием
откликнулся, но не знаю, как.
- А дочь от кого?
- Тоже от актрисы нашего театра, ее зовут Нелля Подгорная. Она
играла в фильме "Дело Румянцева" героиню, которую сбивает машина.
- Значит, это правда, что вы увели жену у артиста Никиты
Подгорного?
- Это как-то само собой произошло: они развелись, а я на ней
женился. Потом и я с ней разошелся.
- Одно время вы жили с Ольгой Аросевой?
- Ну, конечно. Правда, это было давно, и я даже не помню,
регистрировались мы или нет.
- Если не ошибаюсь, вы были женаты и на Алине Покровской?
- Да, это чистая правда. Сколько мы с ней прожили, я уже не
помню. Но расстались интеллигентно, у нас сохранились очень
хорошие отношения.
- В театральных кругах ходит байка о том, как вы играли в
одном спектакле вместе с тремя своими бывшими супругами:
- Да, это было в спектакле "Светлый май", где я играл капитана
Казакова. Там была сцена банкета у генерала по поводу дня его
рождения. По сюжету капитан Казаков чуть-чуть запаздывает,
приходит и, здороваясь за руку, представляется дамам. Я вхожу и
говорю: "Капитан Казаков", - и жму руку первой женщине. Подхожу к
следующей: "Капитан Казаков", - и ей пожимаю руку. Направляюсь к
третьей: "Капитан Казаков". И на третьем рукопожатии слышу,
кто-то так подленько засмеялся, хотя смешного-то вроде ничего
нет.
И тут до меня доходит, что передо мной стоят все мои бывшие
жены.
Когда это понял, то почувствовал неловкость, отвернулся от
зала, покраснел, забыл текст. И тогда "генерал", видя, что
Сошальский совершенно выпал из образа, подошел, обнял меня за
плечи и сказал: "Ничего-ничего, это бывает. Ну, давайте садиться
за стол". Чтобы, значит, действие дальше пошло. И я, красный как
рак, сажусь за стол, на котором стоит выпивка, а все женщины
хохочут...
- Владимир Борисович, ходят слухи, что вы очень любите
устраивать на сцене разные хохмы.
- Ну, тут можно рассказывать очень много, но не все можно
печатать. Потому что были и очень смешные хохмы, шутки и
подковырки, но на грани фола. Помнится, в спектакле "Хижина дяди
Тома" я играл какого-то нехорошего белого дядьку, который
издевался над неграми. Я взял и шутки ради сам вымазался гримом в
черный цвет - под негра. И так вышел на сцену. Партнерам по
сюжету надо было говорить какие-то гневные слова в адрес этого
белого расиста, а как говорить, когда он черный, как негр?
Словом, я разрушил замысел спектакля, сюжет весь перевернулся.
Само собой, мне хороший втык сделали...
- А в жизни вы любите розыгрыши?
- Да, помню, однажды был такой случай: я провожал жену на
поезд в Ленинград. Посадил ее в вагон, а сам быстренько поехал в
аэропорт, сел в самолет и прилетел в Ленинград. Когда жена
увидела меня на перроне, она обалдела. Как? Что? Почему? Я же ее
провожал всерьез, шел за поездом, махал рукой. А тут вдруг такой
сюрприз.
- Мне рассказывали, что вас однажды тоже разыграли. Это
случилось, когда театр отправился на гастроли. Все артисты ехали
в купе, а вы взяли себе двухместный СВ и какую-то даму в
придачу...
- Был такой случай.
- И якобы над вами очень озорно подшутили...
- Это вы по поводу презервативов? Дело было так. Мы накрывали
стол, пришли актеры из соседних купе, принесли, у кого что было.
Кто-то доставал рюмки, кто-то расставлял тарелки, вынимал хлеб...
Я сказал своей спутнице: "А ты порежь колбасу". Она полезла в
сумку и достала сервелат, на который был натянут презерватив, а
потом вынула оттуда же два яйца и пучок зеленой петрушки.
Почему-то она решила, что это я подложил, и дала мне по
физиономии. Я этого не делал, это кто-то другой пошутил. Но я, по
правде сказать, был в курсе.
- В настоящее время вы, как я понимаю, снова женаты?
- Естественно. Сейчас я женат на Свете, и это моя последняя
жена. Я решил это для себя не вчера, не сегодня, а достаточно
давно. И сразу как-то успокоился. Хотя со своей стороны я
по-прежнему замечаю милых, приятных женщин, но и только. Потому
что мы со Светой уже прожили достаточное время вместе и хорошо
знаем друг друга. У нее, конечно, изумительный характер.
- Вы хотите сказать, что она многое вам прощает?
- А прощать нечего. Насчет измен - даже глупо думать об этом.
Все тут же стало бы известно через театр, через подруг А потом
для меня этот вопрос закрыт: если женился, то никаких измен быть
не может.
- Где вы познакомились со своей супругой?
- Здесь, в театре. Она работает в репертуарной части нашего
театра.
- То есть подбирает для вас роли?
- Нет, подбирает роли режиссер, а Света следит за тем, кто,
где, когда занят. Она знает, как сделать так, чтобы другой актер
подменил тебя, если ты должен уехать дня на три-четыре на съемки.
Поможет с заменой спектакля, сделает так, чтобы в эти дни твои
спектакли не ставили. У меня жизнь всегда была такая динамичная,
напряженная, а за Светой я как за каменной стеной.
- Насколько ваша семья благополучна в материальном плане?
- Ну я не знаю. Света почти ничего не получает. Я зарабатываю
в театре где- то тысячу рублей в месяц. С заработками на стороне
туго. Радио почти нет, кино тоже. Раньше было много интересной
работы на озвучании, я несколько раз озвучивал Жана Маре и даже
познакомился с ним где-то на фестивале.
Теперь и озвучания почти не стало. Но, в общем-то, мы себе не
отказываем ни в чем в смысле еды.
- Ну а в смысле горячительных напитков?
- Ну, это как хлеб: пошел и купил, вот и все.
- Бывает, что актеры играют под градусом. Вам случалось
выходить на сцену нетрезвым?
- Нет, это исключено. Вот после спектакля - с удовольствием.
Особенно когда назавтра нет репетиций и спектаклей.
- А какой напиток предпочитаете?
- Да, наверное, скорее всего водку.
- Сколько можете употребить под хорошую закуску?
- Пол-литра - это само собой.
- Приходилось опаздывать когда-нибудь к своему выходу на
сцену?
- Ну было раза два. Помню, стою за кулисами, жду выхода,
подходит кто-то из артистов и начинает: "Володя, ты только
смотри, не опоздай". Я говорю: "Да чего ты мне бубнишь, я и так с
трудом слышу, что они говорят". Через минуту он снова подходит:
"Володя, ты только не опоздай". Я начинаю заводиться, говорю:
"Что ты пристал, да иди ты..." А он: "Чего ты стоишь, тебе уже на
сцене надо быть".
- Бывало так, что стоишь на сцене и не знаешь, что говорить,
что делать?
- Да, случалось. В спектакле "Давным-давно", например, где я
играл гусара. Там был такой эпизод: я выбегаю на сцену со
словами: "Сейчас в одном подвале я нашел..." - и ставлю бутылку
пунша на стол. И вот я выбегаю, говорю текст, лезу в карман
плаща, а бутылки нет, я забыл ее за кулисами. А по сюжету там
должен завязаться разговор вокруг выпивки... А бутылки-то и нет.
Действие остановилось. Я стою, "гусары" давятся от смеха: нашел,
а что нашел - непонятно. Актеры дальше не могут играть, потому
что пьеса в стихах. Все ждут, что я скажу. Я говорю: "Забыл", -
выбегаю за кулисы, хватаю бутылку, которую реквизиторша
поставила, и снова - пулей - на сцену. Выбегаю и говорю в
стихотворном размере: "Нашел! Нашел! Нашел!" Ну и действие
покатилось дальше.
- Владимир Борисович, дайте на прощание напутствие: как надо
жить.
- Жить надо регулярно. Не делая больших перерывов.
06-05-1999, Труд