TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Буря в стакане водки губернаторы саботируют решения федеральной власти, а стране опять грозит подорожание крепких спиртных напитков

Пять месяцев было дано российским регионам на подготовку к
новому порядку реализации "злодейки с наклейкой". 1 июня
выяснилось: не подготовились практически нигде. А нужно было
всего-то: во-первых, создать "акцизные склады" - вместо уже
имеющихся оптовых складов спиртного. Во-вторых, напечатать
региональные акцизные марки - вместо давно и повсеместно
введенных местных "идентификационных" наклеек на каждую бутылку.
Причем это требовалось сделать еще к Новому году, когда в стране
вступила в действие вторая часть Налогового кодекса РФ.
Спрашивается: зачем?
Новшество придумали налоговики, уставшие бороться с "левой"
водкой. Теоретически каждая поллитровка в прошлом году должна
была принести российской казне по 16,8 рубля в виде акциза (есть
такой вид налога - на табак, спиртное и т.д.). Деньги эти платили
заводы- производители перед тем, как наклеить акцизную марку на
свою продукцию и отправить ее на оптовые склады (откуда водка
уходит в розничную торговую сеть). На практике же от 30 до 40
процентов (экспертная оценка МВД) водки, поступавшей к оптовым
продавцам, была "левой", выпущенной или на подпольных винокурнях,
или на вполне легальных заводах, но в "третью смену". Она тоже
имела вполне "правый" товарный вид, включая уже наклеенные
акцизные марки (естественно, "левые"). Однако сами "акцизы" за
эту часть товара шли не в казну, а в карманы производителя и
оптовика. Риск быть пойманным на "леваке" многократно окупался
сумасшедшей прибылью.
Финансисты предложили поломать стройную схему воровства и
поссорить соучастников методом "расщепления акциза": мол, пусть
заводы платят только половину этого налога. А вторую половину
заплатят оптовики - перед тем, как продать водку дальше, в
розничную сеть. В результате оптовику становилось безразлично,
откуда ему поступает водка: "справа" или слева" - и за ту, и за
другую нужно платить налог Зачем же рисковать, торгуя "левой"?
Введение "расщепленного акциза" должно было также снять
региональные барьеры на рынке алкоголя. По старым правилам весь
акцизный сбор производитель спиртного платил в бюджет родного
региона. Губернаторы были кровно заинтересованы в том, чтобы в
"их" регионе продавалась только "своя" водка, и любыми способами
ограничивали торговлю "чужим" алкоголем. Теперь акциз от
производителя уйдет в федеральный бюджет, а региону остается лишь
его "вторая половинка" - от оптовика. То есть и губернаторам
будет не столь важно, где произведена водка, - главное, чтобы она
прошла через "их" региональные акцизные (оптовые) склады.
Вот такую, вполне разумную и эффективную схему торговли
"злодейкой с наклейкой" депутаты Госдумы и записали во вторую
часть Налогового кодекса. А потом спохватились. Исполнение нового
закона не было подготовлено организационно: в стране не созданы
акцизные склады (на всю Россию требовалось не менее 1 тысячи), не
проведены конкурсы на право производства "складских" акцизных
марок и т.д. В итоге Дума срочно приняла, а Совет Федерации
одобрил специальные поправки к Налоговому кодексу, которыми
введение "расщепленного акциза" было перенесено с зимы на лето.
Точнее - на 1 июня 2001 года.
Теперь выясняется: пять месяцев прошло почти что впустую.
Конкурсы среди производителей региональных спецмарок проведены
менее чем в трети субъектов Федерации. Даже в Москве печатание
акцизных марок (тендер выиграл Гознак) начато буквально на днях.
А в Свердловской области, например, даже конкурс среди
претендентов назначен лишь на 7 июня. Акцизные склады в
большинстве регионов лишь создаются. В результате один из лучших
в стране столичный завод "Кристалл" с 1 июня остановил конвейеры:
собственные склады переполнены, а отгружать "на вывоз" некуда. И
так не только в Москве.
Спрашивается: почему?
По силе этого повсеместного сопротивления можно представить,
какие огромные деньги потеряют "водочные короли" с переходом
страны на новую систему торговли спиртным. Кое-чего они уже
добились: ввиду полной "неготовности России" 29 мая правительство
издало распоряжение, которым прежний порядок реализации водки и
уплаты "водочного акциза" вновь продлен - теперь уже до Дня
знаний (1 сентября).
Тем временем оборотистые торговцы спиртным "под шумок" начали
поднимать цены на самый народный товар. Меняют ценники и
приговаривают: берите, пока дают, скоро и этого не будет.
Народ верит, нервничает...
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".




06-06-2001, Труд