Прокуратура поправила новгородское вече правовые фантазии местных законодателей
Замечено, что региональное законотворчество - неистощимый
источник юридических казусов и ляпов, не всегда, впрочем,
безобидных.
Представьте, к примеру, что глава районной администрации
принудительно направляет госслужащих на сдачу крови... Это не
анекдот, а факт из отчетов горрайпрокуроров Новгородской
области...
Считается, что Новгородская область вполне благополучна по
части государственного стиля мышления тамошнего руководства. Но и
на старуху бывает проруха. К такому выводу пришла местная
прокуратура, затеявшая проверку уставов муниципальных образований
области на предмет соответствия федеральному законодательству.
Уставы сразу трех муниципальных образований - города Боровичи, а
также Боровичского и Пестовского районов - поставили прокуроров в
тупик. Эти документы затрагивают вопросы права владеть и
распоряжаться не только муниципальной собственностью, но и всеми
природными ресурсами - водой, лесом, землей и полезными
ископаемыми. Излишне напоминать, что такие права федеральное
законодательство категорически относит к общегосударственной
компетенции...
Прокуроры читали дальше и поражались все больше. И было чему:
многие уставы безоговорочно считают "родную" администрацию...
юридическим лицом. Это также не стыкуется с федеральным
законодательством (по нему к юридическим лицам относятся
исключительно органы местного самоуправления). Однако об этом в
уставах - ни слова. А не мешало бы, поскольку измененный правовой
статус подразумевает пересмотр как порядка образования органов
власти, так и круга решаемых ими задач. А тут получается, что
главы районных администраций могут покинуть насиженное кресло
только добровольно. Единственное исключение в общем хоре - устав
Солецкого района. По нему главу района можно снять, если он...
выедет за пределы района! И правильно: с чего руководителю
куда-либо отлучаться?
Пусть уж сидит на месте, как крепостной...
Зато наделение органов местного самоуправления полномочиями
прямо-таки идет под нетленным лозунгом: "Вся власть советам!"
Слугам народа из городской Думы Великого Новгорода, к примеру,
ничего не стоит взять и утвердить образование внебюджетных
фондов, создание и функционирование которых на муниципальном
уровне прямо запрещено. А их коллегам из города Боровичи и
Боровичского района дозволяется по своему вкусу переименовывать
название любой деревеньки или села. А что, чем топонимика не
занятие для народных избранников? Это гораздо интереснее, чем
блюсти права избирателей. Хотя как раз с этим в области явная
недоработка. В доброй дюжине районов территориальные комиссии при
проведении референдума формируются ударными темпами: в недельный
срок со дня регистрации инициативной группы. Спрашивается, зачем
спешить в таком важном деле? Тем более что законом на указанную
процедуру отпущен срок вдвое больший.
Где, как говорится, густо, а где пусто. Так, ни в одном
муниципальном уставе области не определен порядок наступления
ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
в результате утраты доверия населения. Похоже, в уставе такой
поворот событий вообще не предусмотрен. Одним словом, голосуйте -
вам зачтется.
Впрочем, сегодня ситуация не выглядит уж вовсе пессимистично.
Как только о результатах прокурорской проверки стало известно
губернатору Михаилу Прусаку, при администрации области создали
специальную комиссию, которая призвана выработать "эталонный"
устав для муниципалов. Вот тогда, видимо, и подгонят местное
законодательство под федеральное.
Валерий МИХАЛИН.
06-06-2001, Труд