TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Кира прошутинская: я больше женщина, чем политик

Кира Прошутинская окончила факультет журналистики МГУ. На
телевидении с 1967 года. Участвовала в создании таких программ,
как "От всей души", "А ну-ка, девушки", "Мир и молодежь", "12-й
этаж", "Взгляд". Работала заместителем главного редактора студии
"Эксперимент" и главным редактором "Новой студии". В сентябре
1990 года вместе со своим мужем Анатолием Малкиным создала
"Авторское телевидение" (АТВ), которое является одной из успешных
телекомпаний, производящих программы и телефильмы для многих
каналов нашего ТВ: например, "Пресс-клуб" (РТР), "Времечко"
(ТВЦ), "Старая квартира" (РТР), "Эх, Семеновна!" (ОРТ), "Уроки
русского.
Чтения" (ТВЦ), "В поисках утраченного" (ОРТ) и других. Кира
Прошутинская - главный редактор АТВ, ведущая авторской программы
"Мужчина и женщина" (РТР).
- Кира Александровна, в последнее время "Мужчину и женщину" вы
вели попеременно с Андреем Максимовым, который уходит из
программы, - с чем это связано?
- Поскольку он сам не говорит о причинах своего ухода, то и я
не стану распространяться. Это внутренние проблемы творческого
человека - Андрея Максимова. Попытки покинуть программу у него
уже были. Я уговаривала его остаться, но сейчас понимаю, что тут
уже ничего не поделаешь, хотя мне, конечно, очень жаль... Мне
кажется, тех, которым интересно задавать вопросы и слушать
ответы, становится гораздо меньше, чем тех, которые любят, чтобы
их спрашивали. Поэтому найти ведущего, по стилю адекватного моим
представлениям, - непростая задача. К тому же хочется, чтобы
рядом был человек, которому не жалко передать свою программу, как
я когда-то сделала, пригласив в нее Андрея.
- Но в компании АТВ Максимов останется?
- Более того: теперь он, кроме "Ночного полета", по очереди с
Ирой Петровской будет вести "Пресс-клуб".
- В свое время вы ушли из "Пресс-клуба", но остались в
"Мужчине и женщине", эта программа имеет для вас особое значение?
- Возможно, потому, что я больше женщина, чем политик и
публицист. Мне это было ясно изначально.
- А зачем же тогда столько лет были ведущей "Пресс-клуба"?
- Ну, во-первых, я человек идейный - в старом смысле этого
слова. "Пресс-клуб" возник в 1989 году, когда, как мне казалось,
необходимо было гражданское участие в происходящем в России, и я
была совершенно искренна в том, что делала. Хотя передача
оказалась тяжелее, чем я предполагала - полярность мнений тогда
была так остра, что часто приходилось находиться в эпицентре
дебатов, а это стоило мне нервных стрессов. Демократы обвиняли
меня в симпатии к коммунистам, коммунисты - в предвзятости к ним,
я же оставалась посередине - опять же как женщина, уверенная в
том, что все-таки мы - тогда еще в Советском Союзе - не должны
плодить ненависть и разделяться на какие-то непримиримые стороны.
Мне хотелось, чтоб мы хотя бы в этой передаче научились терпимо
относиться друг к другу, уважать точку зрения оппонента.
- Какое значение для вас имеет программа "Мужчина и женщина",
если иметь в виду не столько творческий момент, сколько
человеческий?
- Как я уже сказала, психологически для меня важно в себе
женское начало, а любой женщине, мне кажется, всегда интересен
процесс узнавания мужчины - достойного, разумеется. Хотя передача
идет уже давно, это не всегда получается, и со временем, к
сожалению, я все меньше и меньше нахожу будущих ее героев. Но все
равно некоторые из них меня по-прежнему радуют и удивляют.
- Кто из них в последнее время вас удивил?
- Я бы назвала Алексея Васильевича Петренко. Мы очень долго
готовились к встрече с ним, поскольку он не жалует журналистов, и
это стало первым большим его интервью на телевидении. Актера
убедила его жена Галина Петровна Кожухова, очень строгий
театральный критик. Петренко - человек сложный, закрытый, но если
он верит своему собеседнику, понимает, что это серьезно, то
открывается до конца. Я безумно боялась, что ему будет трудно на
передаче, и он в свою очередь сомневался, как будет выглядеть в
непривычной для него долгой, откровенной беседе. Но в конце
концов получился удивительно открытый, искренний разговор. Мне
даже кто-то после сказал, что современное телевидение недостойно
такой искренности.
- Ваша программа требует огромных душевных усилий, к тому же
она прихотлива по форме, предполагает нестандартные
композиционные ходы, верно найденную интонацию. Как вам удается
после съемок восстанавливать силы, возвращаться к душевному
равновесию?
- Да, передача тяжелая. После записи эфира с Алексеем Петренко
все мы несколько дней приходили в себя - переживание огромной
радости, как вы правильно заметили, тоже отнимает массу душевных
сил. Недаром Андрей Максимов считает, что по степени
эмоционального напряжения ему легче провести 5-6 "Ночных
полетов", чем записать одну программу "Мужчина и женщина".
- Вам приходилось приглашать в программу мужчин, к которым вы
не испытываете симпатии?
- Не так давно была такая программа, и по результату
получилась не менее сильной, чем, скажем, с Петренко. Мои герои
по преимуществу люди значительные, внушающие уважение, публично
зарекомендовавшие себя. Но если чувствую в человеке внутреннее
хамство, неуважение к людям, уверенность в собственной
непогрешимости, то при всем моем уважении я не могу ему не
противостоять. В общении с подобного рода мужчинами я
становлюсь... незнакомой даже себе. И, как говорит один из самых
строгих моих критиков Анатолий Малкин, когда есть некая борьба,
"стервозность", то получается драматургически интереснее, чем
просто доброжелательная беседа.
- Поскольку вы часто общаетесь с достойными представителями
сильной половины человечества - как вы считаете, можно надеяться
на современных мужчин?
- В последнее время по желанию руководителей канала я больше
приглашаю в эфир "звезд": писателей, актеров, режиссеров и так
далее - тех, кто занимается творчеством. И могу сказать, что за
творчество в нашей стране можно не опасаться. Недавно у меня была
передача с Владимиром Ильичем Толстым, директором Музея Льва
Толстого в Ясной Поляне, праправнуком великого писателя.
Замечательный человек, в котором органично сочетаются романтизм и
прагматизм, при всей своей рафинированности крепко стоящий на
земле. Если в мужчине есть такие качества, то на него можно
надеяться.
- Атмосфера программ АТВ оставляет такое впечатление, будто в
телекомпании все живут одной семьей, хотя нередко приходится
слышать о жестокой конкуренции в среде тех, кто занимается
телевидением. Какой человек не смог бы работать на АТВ?
- Те, кто не смог бы работать на АТВ, у нас и не работают.
Бездельники, снобы, циники, лжецы здесь не приживаются. Мы не
допускаем склок и скандалов, стараемся сохранять человеческие
отношения. В нашей компании много молодых, но уже профессионально
состоявшихся сотрудников. Нынешнее поколение взрослеет и
постигает профессию гораздо быстрее, чем, скажем, то, к которому
принадлежу я. Среди них есть просто блистательные, с огромным
творческим потенциалом люди, к которым, несмотря на возраст, я
отношусь партнерски. У нас нет того понта, который был, допустим,
на канале НТВ - типа "мы лучшие", "мы особенные". Может быть,
потому, что АТВ - не владеющая эфиром производящая компания и мы
не чувствуем стабильности: в любой момент любую из наших программ
могут выкинуть с канала, как это не раз случалось, например, с
"Времечком" или совсем недавно - с передачей "В поисках
утраченного"... Несмотря на то что президент АТВ Анатолий Малкин
слывет человеком с тяжелым характером, ему удается наладить
отношения с руководителями каналов, где выходит порядка 12 наших
программ. Мы уже приспособились к рынку, поэтому если какую-то из
передач снимают с эфира, сокращают формат или задвигают в
неудобное время, - относимся к этому философски. Обидно, но что
делать! Все решают вещатели - это их право. Но нет худа без
добра, и когда нас ставят в сложные обстоятельства, мы обязаны
всегда оставаться в форме.
- Уже не первый год АТВ участвует в конкурсах на свободные
частоты, ходили слухи, что у Малкина будет собственный канал.
- К сожалению, ничего не меняется... А у нас ведь разработаны
интересные концепции каналов: и спортивного, и детского, и
общенационального, и кабельного. Честно признаться, мне
грустно... Малкин сегодня - лучший продюсер на нашем телевидении.
Считаю так не потому, что он мой муж - он доказал это на деле. Но
если не нужен продюсер, который способен по-настоящему сделать
канал, - значит и настоящее телевидение никому не нужно. Мне
кажется, ему здесь тесно, потому что он - человек гораздо
большего масштаба.
- С чего начиналось АТВ?
- Представьте, опять же - с обиды. Малкин работал в Останкине
внештатно, и в то время о нем ходили разговоры, что такая горючая
смесь - поляка с евреем, - никогда не попадет в штат... Однажды в
программе "Мир и молодежь" мы сделали сюжет о Молодежно- жилищных
кооперативах с участием архитектора, который этим занимался. Как
оказалось, мы тем самым ему помогли, и через какое-то время,
вдруг появившись в Останкине, он предложил нам при его
кооперативе на Смоленской открыть нечто связанное с телевидением.
С этого и началось АТВ, а первой нашей передачей был
"Пресс-клуб".
- Как вам столько лет удается работать вместе с мужем в одной
компании и заниматься телевизионным творчеством, где обычно не
обходится без соперничества, амбиций, зависти?
- Ничего подобного между нами никогда не было. В смысле работы
Анатолий Григорьевич бывает жестким, может и надавить. Но я ведь
тоже не душечка, хотя чрезвычайно его уважаю и восхищаюсь им - и
так мы постоянно вместе 24 часа в сутки на протяжении почти 20
лет... Нельзя сказать, что я всегда во всем с ним согласна.
Недавно, например, он бросил курить и запретил курение в комнатах
АТВ. Я сказала ему, что он "нарушает права сотрудников". По этому
поводу мы с ним долго спорили, и тогда тем, кто бросит курить, он
решил доплачивать. Но это из области смешного, а есть и серьезные
творческие вещи... По характеру он человек эмоциональный,
быстрый, а я, наоборот, из долго думающих. И если возражаю, то,
как правило, в каких-то творческих моментах он со мной
соглашается. В общем, наши отношения строятся на паритетных
началах.
- Ваши дети связаны с телевидением?
- Еще как! В нашей компании вообще процветает семейственность,
уже и родители приводят сюда своих детей. Если человек способен
работать, то почему не дать ему эту возможность, кем бы он тебе
ни приходился. Мой сын Андрей - заместитель Малкина. Но он не
сразу пришел к нам, а после армии начинал еще на ЦТ
администратором "Времени", потом стал первым режиссером "Вестей"
на РТР. Он долго не хотел работать в АТВ и пришел только тогда,
когда сумел сам, отдельно от нас, стать продюсером.
- Что вас огорчает в нынешнем телевидении?
- Да практически все: аморальность в отношениях,
необязательность в выполнении обещаний, бесконечные скандалы,
закулисные интриги, постоянное изменение правил игры. Меня
бесконечно огорчила последняя ТЭФИ, которая была несправедливой
по всем параметрам. Я никогда не поверю, что из 9 номинаций, в
финал которых прошли наши программы, все они оказались за бортом,
в том числе и замечательный документальный фильм "Дуня",
получивший на предварительном голосовании - мне точно известно
(кстати, не от Малкина) - большинство голосов. Огорчает, конечно,
уровень телевидения, то, что все можно купить и все продать. К
сожалению, радости если и есть, то по мелочам.
- А что вы будете делать, если настанет пора уйти с ТВ?
- Я и уйду. Буду сидеть дома, созерцать жизнь, писать что-то
для себя... Все-таки я устала, если учесть, что пришла на
телевидение еще студенткой, в 19 лет. Отдыхать почти не удается.
Последние два года мы с Малкиным открыли прелесть круизов, дважды
уже предпринимали такое путешествие - там полностью отключаешься
от работы. Иногда выпадает возможность поехать куда-то со старшей
внучкой - их у меня две...
- Но тем не менее вы можете на свой счет отнести фразу
"Телевидение - любовь моя"?
- Могу, потому что так и есть.
Вела беседу Антонина КРЮКОВА.




06-06-2001, Труд