Первая попытка
ГОСУДАРСТВО ХОЧЕТ УПРАВЛЯТЬ ЭНЕРГЕТИКОЙ.
На заседании в Госдуме, организованном Комитетом по
энергетике, транспорту и связи и МДО "Энергия России", наблюдался
аншлаг Обсуждался пакет законопроектов по электроэнергетике,
представленный правительством России.
С основными тезисами по документам выступил вице-президент РФ
Виктор Христенко, а об их содержании рассказал зам. министра
экономического развития и торговли Андрей Шаронов.
Поначалу вышла неувязка: В. Христенко заявил, что
законопроекты не связаны с реформированием отрасли. Они призваны
обеспечить управляемость и надежность взаимодействия всех звеньев
энергетического рынка. А. Шаронов, напротив, заявил, что все
шесть правовых документов имеют прямое отношение к реформированию
электроэнергетики.
- Я не совсем понял, что же мы обсуждаем? - посетовал
парламентарий Ярослав Швыряев.
Участники совещания по-разному оценили базовый законопроект
"Об электроэнергетике", где впервые говорится об усилении
государственного регулирования отраслью. С этим положением не
согласился Я. Швыряев. Он заявил, что готов предоставить
альтернативный законопроект, более соответствующий перспективам
развития энергетики. Его поддержали депутат Иван Грачев и сенатор
Валентин Завадников. Последний заметил, что этот закон через
три-четыре года начнет тормозить развитие энергетического рынка,
так как усиление административного регулирования ограничивает
рыночные возможности.
Однако и это заявление не нашло широкой поддержки. По мнению
ряда политиков, энергетиков, руководителей регионов, контрольные
пакеты акций сетевой компании и системного оператора должны быть
в руках государства.
Законопроекты вызвали много вопросов: можно ли говорить о
реформах в электроэнергетике, когда до конца непонятно, каковы
будут последствия дробления единой энергетической системы?
Сколько все-таки придется заплатить за реформы (цена в
законопроектах разнится от 50 миллиардов долларов до 170 млрд.) и
кто за них заплатит? Какой будет социальная защита специалистов,
оставшихся в результате реструктуризации энергокомпаний без
работы? Какие тарифы приемлемы для развития отечественной
экономики?..
Было высказано много других замечаний и предложений. Но когда
один из депутатов предложил отложить первое чтение в Думе и не
спеша доработать документы, практики взбунтовались.
- Из-за отсутствия нормативной базы наша компания не вылезает
из судов, - пояснил генеральный директор "Ростовэнерго" Федор
Кушнарев. - Только в прошлом году мы отвечали по 2400 искам. Для
нормальной работы энергетикам необходима законодательная база. И
чем больше будет альтернативных законопроектов - тем лучше,
давайте их скорее, чтобы получился нормальный, полноценный закон.
Эту мысль продолжил зам. губернатора Псковской области
Владимир Бланк:
- Правовая база для электроэнергетики должна появиться в
сжатые сроки. Практика показывает, что, пока вы тут будете
обсуждать законы, регионы протянут ноги.
Свое заявление В. Бланк проиллюстрировал историей выживания
компании "Псковэнерго", как от изменения ситуации в энергетике
менялось социально-экономическое состояние региона.
- Проблематика реформирования ЕЭС предполагала предметный
разговор, - заметил председатель Комитета по энергетике,
транспорту и связи Владимир Катренко. - Он получился. Но
предстоит многое сделать, ведь уже в июне законодатели будут
рассматривать законопроекты, вызвавшие сегодня столько споров, в
первом чтении.
Людмила Юдина.
06-06-2002, Труд