TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Телепарк для европы

В географическом центре Европы, что недалеко от Вильнюса,
необычное событие. Здесь открыта уникальная скульптура,
единственная в мире, как говорят специалисты. Это - лабиринт,
состоящий из... трех тысяч старых телевизоров.
Творческий изыск литовского скульптора Гинтараса Каросаса
претендует на то, чтобы оказаться в Книге Гиннесса: такого
странного сооружения в мире еще не было. За вход в парк надо
платить 10 литов - 2,5 доллара, но попасть сюда можно и
бесплатно, если привезешь ненужный телек.
Мощные стеллажи высотой в два метра заполнены старыми
телевизорами. "Таурасы", "Шилялисы", "Рекорды", "Электроники" и
многими другими аппаратами, по которым можно изучать историю
телевидения СССР. Стеллажи, большинство из которых затянуто
полиэтиленовой пленкой, ветвятся, и в них бродишь, как в
настоящем лабиринте. Сверху это сооружение выглядит как дерево с
кроной. В центре лабиринта обнаруживаешь опрокинутую разбитую
статую Ленина. Вождь указывает рукой в никуда. Видимо, это -
основа творческого замысла художника: догадывайся, мол, сам.
Зато технические характеристики скульптуры весьма внушительны.
Создавал ее Каросас два года. На произведение ушло 500 литров
краски, 6 тысяч квадратных метров полиэтилена и 700 квадратных
метров бетонных покрытий. Общий вес телевизоров - 150 тонн.
Но почему именно Парк Европы удостоен столь странной
скульптуры?
...В 80-е годы французские ученые установили, что
географический центр Европы находится в пригородах литовской
столицы. Здесь установили памятный камень, а неподалеку разбили
Парк Европы. Это живописное место, расположенное в густом
сосновом лесу, облюбовали скульпторы со всего мира. Тут для них
постоянно устраивают "творческие лагеря". Ваятели проводят в
парке лето и оставляют в подарок центру Европы свои произведения.
Вот необычная скульптура известного американского мастера
Денниса Опенгейма. Нечто вроде слона - больше похоже то ли на
домик, то ли на корабль. Существо склонилось над искусственным
водоемом. Название металлического произведения тоже претендует на
нетрадиционность - "Пьющая структура с бассейном в форме почки".
Путешествуем по парку, и перед нами открывается фантастическая
картина. Гигантские яйца, словно из американского фантастического
боевика "Чужой", заполонили долину. Приближаемся к необычным
изваяниям и обнаруживаем, что яйца - бетонные. А их автор,
польский скульптор Магдалена Абаканович, тоже весьма оригинальна
в придумывании философских названий. Ее произведение именуется
так: "Пространство неопознанного роста".
Вот железный дом. Крыша на мощных пружинах. Заходим внутрь.
Стальной пол колышется под ногами, как автомобиль на рессорах. А
вот в лесном массиве к верхушкам сосен прикреплены сетки, похожие
одновременно на гамаки и на гигантскую паутину. Оказывается,
сетки приспособили не лесники - это тоже произведение искусства.
Вот железная ржавая скульптура, изображающая лошадь. В композиции
- большое колесо, которое можно крутить, что дети с удовольствием
и делают. И тогда лошадь издает печальный металлический звук...
Трудно порой постичь замыслы скульпторов. Но главное в том,
что центр Европы объединяет столь разных вольно фантазирующих
художников.
Юрий СТРОГАНОВ.




06-07-2001, Труд