TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ? Сергей ЕСИН, писатель, ректор Литературного института: - Поговорим о выборах в интерпретации ТВ

Хотя чего о них
говорить, и так, увы, все ясно. Тем не менее у всех полная
растерянность. То же самое ТВ все обнажило. Показало все лица,
откомментировало, и оказалось, что голосовать просто не за кого.
Коммунисты, начнем с них, оказались не совсем коммунистами,
демократы - не совсем демократами, либералы - отнюдь не
либералами, а консерваторы - чем- то вроде прошлогодней листвы.
Кризис этикеток. О чем здесь говорить, если баллотируется
сказочная Дарья Асламова, "добрая девчонка", черкесом стал
Березовский, Абрамович собирается представлять земляков писателя
Рытхэу. Или своих не нашли, или финансово не потянули? А потом
кто-нибудь нам объяснит, кто такой Березовский? Он - самый
богатый человек в России или самый умный? В обоих случаях, если
это так, я - "за".
А теперь - аналогии к списку домогающихся личного
представительства в Госдуме. Пытался ли баллотироваться в
какой-либо выборный орган Шаляпин? Комиссаржевская, Анна Павлова,
Чехов? Или представители знаменитой цирковой династии Чинизелли?
У последних - невиданные заслуги перед Россией: отстроили первый
в стране каменный цирк в Санкт-Петербурге. А вот Алан Чумак
собирается. Заметим попутно, что Алан - это не Ален Делон и даже
не фокусник Копперфильд. Собираются в Госдуму также другие
мастера "искусств":
Александра Буратаева, Татьяна Худобина, певица Анастасия.
Редкого ума женщины. О Марии Арбатовой и не говорю. В общем, как
мне кажется, если ТВ будет по-прежнему так подробно рассказывать
о кандидатах в депутаты и показывать их, то подозреваю, что
выборы могут не состояться. Все окончательно поймут, что выборы
нужны только "слугам народа" - так вот пусть слуги сами себя и
выбирают.
Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- Сколько бы ни засоряли эфир "грязные избирательные
технологии", а все же нет-нет да и пробиваются лучи света в
темное царство экрана. Например, появившееся на НТВ "Путешествие
натуралиста" с обаятельнейшим, забавно-трогательным Павлом
Любимцевым, который так не похож на дидактичных телегидов и так
смахивает на любимого с детства Жака Паганеля.
Бальзамом на мою истерзанную теледушу был и бенефис Романа
Карцева на РТР. Вослед за уже известным циклом "Весь Жванецкий"
этот бенефис показал, что есть у нас, я не побоюсь этих слов,
великий писатель и великий артист, сумевшие рассказать о печалях
и радостях нашей жизни, смеясь сквозь слезы и плача сквозь смех.
А в "Музыкальном ринге" блестяще состязались великолепные
"Доктор Ватсон" и "Балаган лимитед". Однако, как известно, от
добра даже добра не ищут, а уж специально искать зло: почему-то
"Музыкальный ринг" решил, что недостаточно самого состязания
талантов и ввел еще группу журналистов, которые должны на таланты
"нападать". И вот представители СМИ, сами по себе, возможно,
милые, интеллигентные люди (что, впрочем, трудно предположить
насчет "акул пера"), подбадриваемые воплями ведущей "нападайте,
ну, нападайте!", изощрялись в задавании бестактно-оскорбительных
вопросов. А замечательные музыканты, вместо того чтобы исполнить
еще пару номеров, вынуждены были давать ответы, проявляя
разумность, терпимость и улыбчивость, начисто отсутствовавшие у
журналистов.
Леонид МАРЯГИН, кинорежиссер, народный артист России:
- Е.Киселев в "Итогах", после известных беспредельных
доренковских выпадов, стал казаться образцом такта и объективного
подхода к приглашаемым собеседникам. Но "прямоэфирные" передачи
"Глас народа" заставили изрядно потускнеть образец. Началось со
словесного соревнования между В.Жириновским и Б.Немцовым, где
Е.Киселев, выражаясь языком футбольных болельщиков, стал
подсуживать растерявшемуся Б.Немцову, забывшему из-за резких и
иногда даже остроумных реплик вождя ЛДПР утереть влагу под носом.
Е.Киселев в своем подсуживании после рекламной паузы даже "забыл"
дать ответное слово В.Жириновскому, чтобы облегчить участь
"забитого" Б.Немцова. И, что само по себе занятно, решил не
опираться на глас народа - отменил студийное голосование.
Б.Немцов в этом политическом раунде явно проиграл.
В следующей передаче "Глас народа" тенденция облегчения
эфирной жизни "любимчикам" прогрессировала. Вопросы к нынче уже
бывшему главному милиционеру Москвы оказались явно и заведомо
подготовленными и неглубокими. Расширить этот вопросник ведущий
не захотел. Зато спокойно и умиротворенно взирал на речения
журналиста А.Минкина, когда тот заявил, что идет в Думу только
для борьбы с цензурой. А в экономике ничего не понимает, но знает
хороших экономистов. Интересно, как А.Минкин, не понимая ничего в
экономике, может определить, что его знакомые - хорошие
экономисты? Е.Киселеву уместно было бы это уточнить. Но и здесь
вопроса не последовало: он явно ворожил коллеге.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Очевидно, под влиянием предвыборной лихорадки телеведущие
все больше торопятся, и оттого заметнее их малограмотность,
скверное знание русского языка. Особенно не даются им ударения.
А.Шарапова, например, на ТВ-6 напоминает: "нет ни эллИна, ни
иудея". "ЭллИн" - с ударением на втором слоге - что за нация?
Ручаюсь, А.Шарапова не ответит.
Давно проживающая за океаном писательница Татьяна Толстая
ударений пока не путает. Но в "Тихом доме" у С.Шолохова на ОРТ
рассуждает так: "Антисоциальное поведение нравится нашему народу.
У нас вор - модель для поведения в коллективном бессознательном".
Разумеется, в виду имеется русский народ и Россия, а не новая
родина Т.Толстой. "В нашем византийском сознании:" - поддакивает
ей С.Шолохов, всем своим видом давая понять, что у него-то
сознание настоящего европейца. Язык без костей и самодовольство -
на виду у нищей, безответной страны.
"Цивилизованное сообщество", бомбившее недавно жемчужину
Балкан Косово ради создания в выгодном для себя месте военной
базы, все строже грозит России за ее борьбу с бандформированиями
в Чечне. Ханжество, превосходящее всякую меру. И ведь тоже,
пользуясь словарем Т.Толстой, "асоциальное поведение", но уже в
границах земного шара. Цивилизация разъевшихся и обнаглевших
котов. Но сколько же у нас желающих поскорее к ней присоединиться
- хотя б через черный ход, которым, по сути, и является наш
"голубой экран".
"Голубой" он только в известном смысле. А так - густо заляпан
всеми немыслимыми отходами "демократии по-российски".




09-12-1999, Труд