TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Как делить каспий

КАЗАХСТАН.
ОЛЕГ КВЯТКОВСКИЙ,
На состоявшейся в апреле рабочей встрече в Москве президенты
Казахстана и России заявили о намерении завершить работы по
подготовке двустороннего договора по разделу дна Каспия и
использованию его ресурсов. Это существенно меняет ситуацию,
сложившуюся вокруг вопроса о правовом статусе Каспийского моря.
В Астане, как и в Москве, считают, что за каждым из прибрежных
государств в образуемом в результате такого раздела водоеме
признаются исключительные права в отношении минеральных ресурсов
дна Каспия.
Дно Каспия делится по принципу равноудаленных точек от берега.
Казахстан и Россия определяют статус Каспия как водоема с
общей и неделимой акваторией, дно и недра которого будут
разграничены между прибрежными странами на основе срединной
линии. Водное зеркало должно остаться общим.
История свидетельствует, что после распада империй
существовавшие в них колониальные административные границы обычно
признавались в качестве границ между новыми государствами.
Так случилось с озером Виктория, которое было разделено на
участки, относящиеся к Уганде, Танзании и Кении.
Образовавшиеся после обретения независимости государства
признали законность установленных между ними на озере границ. Они
зарегистрированы в ООН. Каждая страна имеет право на эксплуатацию
природных ресурсов дна своего участка озера. Были разделены между
прибрежными государствами и другие озера Африки - Чад, Альберта,
Малави. Не могут быть исключением и образовавшиеся после распада
СССР новые независимые государства. И это касается не только
сухопутных, но и водных рубежей. Административные границы,
разделявшие бывшие прикаспийские союзные республики, станут
государственными границами, если Каспий будет признан всеми
прибрежными государствами международным озером. Или же на Каспии
должны быть определены территориальные воды (на расстоянии 12
миль от береговой полосы), континентальный шельф и исключительные
экономические зоны. Это в том случае, если правовой статус Каспия
будет определен как моря.
Согласие, достигнутое Казахстаном и Россией о разделении дна
Каспия и использовании его ресурсов, может стать поворотным
пунктом в затянувшемся процессе принятия нового правового статуса
Каспия с учетом сложившихся после распада СССР реалий. Конечно,
прикаспийским государствам прийти к общему согласию будет
нелегко. Но это вполне возможно, если все прибрежные государства
осознают, что взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности
Каспия наиболее эффективно и справедливо можно обеспечить на
основе применения конвенции ООН по морскому праву.
Центр стратегических и международных исследований "Кайнар".
НИКОЛАЙ ДОРОФЕЕВ.
Став государством - правопреемником Советского Союза, Россия
подтвердила тем самым действующий правовой статус Каспийского
моря, определенный договорами между РСФСР и Персией от 1921 года
и между СССР и Ираном о торговле и мореплавании от 1940 года, с
приложениями к ним. В Казахстане и Азербайджане, по существу, не
признают правопреемство в отношении бывших советско-иранских
договоров, добиваясь раздела Каспия, причем главным для них,
похоже, является даже на само море, а его дно с богатыми запасами
нефти и газа. И с этими реальными амбициями новых прикаспийских
государств Россия уже не может не считаться.
В результате, как рассказал нам руководитель рабочей группы
МИД РФ по Каспийскому морю Юрий Мерзляков, позиция России в этом
регионе сейчас такова.Прежде всего новый правовой статус Каспия
должен быть выработан на основе пятистороннего консенсуса в
интересах всех прикаспийских государств и их народов. Хотя, как и
Иран, Россия продолжает считать, что наилучшим подходом к
правовому статусу этого уникального внутриконтинентального
водоема было бы дальнейшее совершенствование и развитие
положений, закрепленных в договорах 1921 и 1940 годов. Общее
согласие можно, как стало очевидно, найти только на условиях
справедливого раздела морского дна с сохранением водной
поверхности в общем пользовании. На этой основе и строится
стратегическая линия России: максимально обеспечить свои
энергетические интересы и сохранить биоресурсы Каспия, принимая
во внимание позиции и интересы других государств.
Справедливый раздел дна между сопредельными и противолежащими
государствами - такова позиция России, которую разделяет и
Казахстан. В случае, если с ней принципиально согласятся другие
прикаспийские государства, в весьма сжатые сроки могла бы быть
подготовлена Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. В ней
без детализации могли бы быть определены такие основополагающие
принципы: статус моря - внутриконтинентальный водоем;
согласованный режим его использования; водная толща, ее
поверхность и биоресурсы остаются общими и неделимыми; дно
подлежит разделу в целях недропользования; на "своих" участках
дна прибрежные государства обладают исключительными правами на
минеральные ресурсы;
координаты разделительных линий по мере их согласования
сопредельными и противолежащими государствами фиксируются в
Протоколах, которые становятся приложениями к Конвенции.
Отдельно, одновременно или вскоре после подписания Конвенции
должны быть заключены соглашения о сохранении и использовании
биоресурсов, охране окружающей среды, свободе судоходства и т.д.
При этом позиция относительно сохранения живых,
воспроизводимых ресурсов имеет характер основополагающего
принципа, исходя из которого Россия на раздел водной толщи моря и
поверхности не идет, считая это губительным для Каспия.
На взгляд российской стороны, такая позиция не противоречит
государственным интересам ни одного прикаспийского государства.



06-07-1998, Труд