TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Мвф: любит? не любит?

АНГА САМОРУКОВА,ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК.
Правительство уговаривает Международный валютный фонд
раскошелиться на стабилизационный кредит для России и ждет этих
денег, как манны небесной, закрывая глаза на тот факт, что МВФ
отнюдь не похож на доброго дядюшку. Его помощь не столь уж
альтруистична. Речь не только о процентах по займу. Какую цену
приходится платить за благосклонность западных финансовых кругов,
показывает пример Румынии.
Программа перехода к экономике свободного рынка была
разработана здесь при техническом и финансовом содействии МВФ.
Приватизация стала ключевым звеном, своего рода символом реформ,
направленных, по выражению одного из министров, "на ликвидацию
святая святых коммунистической системы - государственной
монополии на собственность, планирование и управление".
Государство объявлялось неэффективным собственником, а
приватизация - единственным способом быстрого формирования
среднего класса, технологической модернизации, повышения
конкурентоспособности национальной экономики и включения ее в
европейские экономические и политические структуры.
Несмотря на давление МВФ, с которым согласовывались основные
параметры экономической политики в обмен на кредитную поддержку,
прежнее руководство страны, представлявшее партии левой
ориентации, пыталось сохранить сильные позиции государства в
сферах, обеспечивающих экономическую безопасность, облегчить
национальным товаропроизводителям адаптацию к рыночной среде,
учитывать специфику сложившихся в стране социально-экономических
условий. И в 1992-1996 годах экономика, что называется, ожила,
темпы ее роста составили 3-5 процентов в год.
Приход к власти в ноябре 1996 года коалиции правоцентристских
сил повлек за собой радикализацию реформ, явную идеологизацию
экономической политики.
Фактически это означало полное подчинение все более жестким
требованиям МВФ. Главной целью приватизации становится
максимальное привлечение в страну иностранного капитала,
форсированная продажа государственной собственности, реституция
бывшим собственникам или их наследникам недвижимости.
Подписанный в августе 1997 года меморандум с МВФ
предусматривал полную либерализацию хозяйственной деятельности. В
частные руки должна была перейти вся собственность, оставшаяся у
государства. Предоставив Румынии кредит в 450 миллионов долларов,
МВФ потребовал ликвидации убыточных производств, то есть
прекращения субсидирования и льготного кредитования отечественных
товаропроизводителей. Аналогичные условия выдвинул и Всемирный
банк, финансирующий структурные реформы в аграрном секторе
(кредит 350 миллионов долларов) и в промышленности Румынии (450
миллионов долларов). Один из директоров Всемирного банка
посоветовал румынам "быть большими католиками, чем папа, быстро
приватизировать все, что можно".
Официально было заявлено, что без иностранных инвесторов
реформа не имеет шансов на успех.
Правительство сняло все ограничения на покупку зарубежными
компаниями и частными лицами земельных участков, акций румынских
предприятий и банков; для нерезидентов ввели дополнительные
налоговые и таможенные льготы. По новому закону о приватизации,
Фонд государственной собственности (ФГС), распоряжавшийся 70
процентами государственного имущества, получил право на
заключение контрактов о купле-продаже акций с любым иностранцем
или заграничной фирмой.
Выполняя требование МВФ о ликвидации убыточных производств,
правительство составило "черный список" должников. В него попали
220 основных промышленных, сельскохозяйственных, транспортных
предприятий госсектора, дававших почти 2/3 его продукции, и
предложило закрыть те, что не найдут новых собственников.
Разработанная совместно с МВФ программа по реструктуризации
добывающей промышленности, продукция которой дотировалась из
госбюджета, привела к закрытию десятков угольных шахт, карьеров,
увольнению свыше 150 тысяч горняков, которые, получив денежные
компенсации, пополнили быстрорастущую армию безработных.
Для ускорения приватизации ФГС отказался от установления
стартовой цены предприятий. На инвестиционные аукционы
выставлялся, как правило, 51 процент акций, в ряде случаев - до
99 процентов уставного капитала. В руках государства оставлялась
либо "золотая акция", либо голосующий пакет. В результате
иностранный капитал занял ключевые позиции в автомобилестроении,
пищевой, электротехнической и целом ряде других отраслей.
Наиболее крупными сделками в 1997 году были продажа цементных
заводов французской и австрийской компаниям, крупнейшего
бухарестского предприятия по выпуску тяжелых станков -
норвежскому концерну, старейшего комбината по производству
подвижного состава в столице страны "Фаур" - французской фирме
Алстон. Владельцами румынской компании океанического рыболовства
стали греческие предприниматели, единственного завода
холодильников - ЕБРР и французская фирма. Завершаются переговоры
о покупке американцами наиболее современного
нефтеперерабатывающего комплекса на побережье Черного моря в
городе Мидия.
С 1998 года по согласованию с МВФ и Всемирным банком
начинаются реорганизация и акционирование естественных монополий,
сто процентов капитала которых еще принадлежит государству. Речь
идет о национальных Нефтяной, Энергетической и Газовой компаниях.
Их предполагается вначале разбить на технологические
специализированные структуры, а затем приватизировать. На очереди
приватизация почты, телекоммуникаций, железных дорог, авиационных
перевозок. Около сотни самых крупных промышленных предприятий
металлургии, машиностроения, химии намечено приватизировать с
помощью международных инвестиционных фондов. Начинается
приватизация банковской сферы. Здесь до последнего времени
иностранный капитал становился совладельцем лишь небольших
частных банков. С этого года он получает возможность приобретать
до 90 процентов акций ведущих банков.
Между тем доходы от приватизации, которые с 1997 года шли в
основном на покрытие бюджетного дефицита, оказались намного ниже
ожидаемых. В прошлом году они не превысили 1 миллиарда долларов,
столько же предполагается получить и в этом. А ведь, по
официальным оценкам, для выхода из экономического кризиса Румынии
необходимо ежегодно получать до 4 миллиардов долларов, тогда как
прямые инвестиции за весь посткоммунистический период не
превысили 3,5 миллиарда. Остается одно - брать все новые кредиты
на Западе. Внешний долг страны уже достиг почти четверти ВВП. 40
процентов суммы долга - кредиты МВФ, Всемирного банка, ЕБРР.
К началу массовой распродажи госсобственности национальный
бизнес не сумел сформировать крупных банковских структур,
финансово-промышленных групп, способных противостоять экспансии
международного капитала. Принцип правоцентристского правительства
"создать равное игровое поле для иностранных и национальных
инвесторов" на практике обернулся вытеснением последних из
ключевых секторов экономики.
Корпоративные союзы румынских предпринимателей, видные
экономисты, не говоря уже о политической оппозиции, видят в
выбранной модели приватизации угрозу национальной безопасности
страны, предупреждают о потере контроля государства над
стратегическими сферами.
Стратегия рыночных преобразований расценивается ими как путь к
деиндустриализации Румынии. Против диктата МВФ выступают
профсоюзные объединения, требующие согласования экономической
политики в рамках социального партнерства прежде всего с
представителями трудящихся, а не с МВФ.
Не оправдываются надежды на то, что быстрая смена собственника
и свободный рынок дадут импульс экономическому подъему. В
настоящее время в стране используется 50-60 процентов
промышленных мощностей.
Появились депрессивные районы, где без работы осталась шестая
часть активного населения, что вдвое выше среднего уровня. В
прошлом году ВВП страны сократился на 7 процентов, промышленное
производство - почти на 6 процентов, инвестиции - на 20
процентов, покупательная способность населения упала на треть, на
треть девальвировался лей. Обанкротилась почти половина средних и
мелких румынских фирм. Бедность стала массовой и превратилась, по
словам президента Румынии Э.Константинеску, "в самую большую
трагедию, которую переживает страна".



06-07-1998, Труд