Узбекистан
"ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ" МЕНЯЕТ КУРС.
ВАЛЕРИЙ БИРЮКОВ,МАРАТ НАСЫРОВ.
Встретив жесткое противодействие российских пограничников на
Военно-Грузинской дороге, транзитные караваны с контрабандным
спиртом остановились. Но лишь на время. Побурлив у этой мощной
плотины, сивушная река потекла в Россию кружным путем - через
страны Центральной Азии. Спирт пошел на восток через Серахс,
Баку, Туркменбаши...
В Сырдарьинском областном таможенном управлении называют такие
данные. В Ленинабадскую область соседнего Таджикистана за
последнее время через узловую станцию Хаваст проследовало более
20 тысяч тонн спирта-суррогата в 200-литровых металлических
бочках. Все тот же "Ройял", "Демидов", "Дивера" и "Черная смерть"
английского производства.
На маркировке, этикетках, сертификатах и других
сопроводительных документах значилось: США, Англия, Германия...
Порт назначения - Поти. Место отправления - порт Поти. Для
Узбекистана это чужой груз, транзитный.
Провоз оплачен, а некоторое несоответствие содержимого вагонов
и сертификатов качества в общем-то особого значения не имеет -
есть ведь и принцип "невмешательства", желание жить с соседями
дружно.
Но, пройдя через узбекистанскую границу, спирт стал
возвращаться в эту страну из-за рубежа в авоськах, канистрах,
бутылях и бутылках, а то и вовсе в заводской упаковке с
узбекистанскими уже этикетками и пробками.
Причем по очень дешевым ценам. Основные же объемы "черной
смерти", расфасованной и оклеенной местными этикетками, как и
прежде, поступают в Россию и другие страны Содружества. Это
тысячи тонн отравы.
Спирт хоть и этиловый, зерновой, но не пищевой. Таковым ему не
позволяет быть наличие альдегидов и сивушных масел, концентрация
которых превышает допустимую в 5-6 раз. Интересно, что таможенная
служба суверенной Грузии в том же Поти использует в оформлении
сопроводительных документов коды бывшего СССР, стеснительно
забывая при этом отражать таможенную стоимость импортируемого
товара (инвайс). Это в свою очередь позволяет грузинским
спиртобаронам уклоняться от значительной доли таможенной пошлины.
Недавно на станцию Хаваст прибыли два очередных вагона со
спиртом. Отправитель - представительство фирмы "Симпакс ЛЛК" США
в городе Алматы. Станция отправления - Поти, Республика Грузия.
Получатель - Шарипов Устабобо, житель села Арка, что в Киргизии.
Он, кстати, о заключенном на его имя контракте и не подозревал.
Бывает, что груз приходит на одну из узбекистанских станций, а
далее следует автотранспортом.
Вариантов - множество.
По данным таможенной службы Сырдарьинской области, через ее
территорию транзитом в Киргизию и Таджикистан в январе 1998 г
проследовало 117 вагонов со спиртоносным грузом. В феврале - 12,
в марте - 8. Спиртовая река несла такую угрозу
центральноазиатскому региону, что кабинет министров Узбекистана в
мае принял постановление о запрете ввоза и транзита через
республику этилового спирта.
В результате конфисковано около двух тысяч тонн незаконно
ввезенного спирта. Принято решение о его уничтожении. Огромные
спиртовые костры стоимостью в десятки и сотни тысяч долларов уже
пылали в Сырдарьинской области. Кстати, недавно в пригороде
Ташкента на одном из заводов Втормета под усиленной охраной
пылал еще один костер, оцениваемый специалистами в миллион
долларов. Спецслужбы республики в присутствии представителей
международных организаций уничтожили семь тонн (!) опиума,
гашиша, героина и других сильнодействующих наркотиков.
Словом, узбекистанские таможенники по примеру российских
пограничников "выстроили плотину" на спиртовой реке. Но где
гарантия, что "черная смерть" вновь не поменяет маршруты и ее
поток окольными путями опять не вырвется на российские просторы?
Тем более что ее отправители в городе Поти беспредельно циничны и
ох как изобретательны.
ГУЛИСТАН - ТАШКЕНТ.
06-07-1998, Труд