TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Проверки на дорогах будут редкими

ВИТАЛИЙ ГОЛОВАЧЕВ,ПОЛИТИЧЕСКИЙ.
АВТОИНСПЕКТОР СТАНЕТ ПОМОЩНИКОВ ВОДИТЕЛЮ. НЕ ВЕРИТЕ? ВАС
ПРОБУЕТ УБЕДИТЬ ЧЕРЕЗ "ТРУД" ГЕНЕРАЛ- ЛЕЙТЕНАНТ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ.
Длившаяся не один год "война ГАИ со своим народом", как
окрестили средства массовой информации взаимоотношения
сотрудников Госавтоинспекции и водителей, похоже, в недалеком
будущем может уйти в историю. В ГАИ начинается настоящая
революция. И дело не в смене названия. "Считать главной задачей
Государственной автомобильной инспекции защиту законных прав и
интересов участников дорожного движения", - говорится в приказе
"О реформировании деятельности Госавтоинспекции", подписанном
министром внутренних дел 1 июня нынешнего года. Для "затюканных"
водителей это звучит как песня. А одним из инициаторов и
идеологов "революционных" изменений явился не кто иной, как
руководитель этой службы генерал-лейтенант Владимир ФЕДОРОВ.
Ему - 51. В ГАИ уже 28 лет. Два высших образования - диплом
строителя (инженер-механик) и юриста.
Для Федорова всегда было горько и обидно сознавать, что
возглавляемая им служба пользуется, мягко сказать, нелестной
репутацией у миллионов водителей, что стало одним из серьезных
общественных раздражителей. Еще в прошлом году руководство ГАИ
предложило новую концепцию развития и совершенствования службы. В
августе документ был рассмотрен на коллегии МВД. "Не может быть
ГАИ с "человеческим лицом", - сострил тогда кто-то из сатириков.
Федоров намерен доказать обратное. Новый министр внутренних
дел Сергей Степашин дал реформированию Госавтоинспекции зеленый
свет.
- Владимир Александрович, вы всерьез полагаете, что стоит
издать приказ "о защите прав и интересов участников движения" - и
начнется "братание" работников Госавтоинспекции и водителей?
- Разумеется, нет. Но начинать процесс восстановления
"человеческих" отношений надо безотлагательно. Любить
автоинспекторов, которые, естественно, и впредь будут наказывать
проштрафившихся водителей, люди за рулем вряд ли будут, но
заслужить их уважение сотрудники ГАИ могут и должны. Для этого
надо быть "просто человеком" - справедливым, доброжелательным,
готовым оказать посильную помощь водителю.
- Есть два подхода к борьбе с нарушителями дорожного движения.
Первый: использовать экономические стимулы безаварийной езды. И
второй: ужесточение наказаний, раскручивание всевозможных
репрессалий...
- Да куда уж дальше "раскручивать репрессалии", если
сотрудники ГАИ в течение года подвергали наказаниям около 50
миллионов человек. Каждого третьего жителя страны! Если
ужесточать административное воздействие, то можно прийти к тому,
что все население страны окажется в штрафниках.
- Что вы имеете в виду под экономическими подходами?
- Например, гибкую систему скидок за безаварийное
использование транспорта при страховании ответственности
владельца автомобиля. Надеюсь, что оно в недалеком будущем станет
обязательным, как и во многих развитых странах. Проект
федерального закона "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев механических транспортных средств"
поддержан правительством и находится на рассмотрении в
Государственной Думе.
- Хотел бы привести письмо одного нашего читателя. "Что бы ни
говорили руководители МВД и ГАИ, а с милицейским "беспределом" на
дорогах покончить не удастся, - пишет в "Труд" автолюбитель
Сергей Кочетков. - Пусть ты и прошел техосмотр, все равно тебя
будут постоянно останавливать, проверять документы, измерять
содержание окиси углерода в отработавших газах двигателя,
придираться ко всему, говорить, что люфт руля больше, чем
положено, и т.д. Люди в форме давно привыкли быть "хозяевами" на
дороге. Теперь злость за нововведения, за постоянный контроль их
деятельности они будут вымещать на водителях. И брать будут
больше (так сказать, плата за риск). Реформа ГАИ сведется к
громким лозунгам, а для простого человека ничего не изменится".
Что бы вы ответили рассерженному водителю? Изменится ли в самом
деле что-нибудь для "простого человека"?
- Без всякого сомнения. Ваш рассерженный читатель не прав и,
думаю, в недалеком будущем в этом убедится сам. Заметьте, он
пишет не о том, что его вчера или позавчера необоснованно
останавливали, он не приводит конкретные факты (если б они были,
уж не умолчал бы), а высказывает сомнения относительно будущего.
Так вот, могу твердо сказать: ситуация уже меняется в лучшую
сторону, реформу мы проведем и намеченных целей она достигнет
обязательно. Те же из наших сотрудников, кто не захочет менять
стиль своей работы, вынужден будет уйти.
Теперь о том, что конкретно изменится для, как вы сказали,
"простого человека". Прежде всего отмечу, что обязанностью
сотрудника ГАИ становится оказание помощи водителю при
вынужденных остановках. Конечно, ремонт двигателя инспектор
производить не должен, но подсказать, что, скажем, перегорел
предохранитель, - в его силах. В необходимых случаях окажет
содействие в вызове техпомощи.
Далее. Никто из работников ГАИ отныне не имеет права
останавливать машину для проверки окиси углерода в газах или
технического состояния, если автомобиль прошел осмотр. И вообще
просто так "тормознуть" где-нибудь на улице или на трассе
легковушку, чтобы, допустим, проверить документы, сейчас тоже не
разрешается.
- А в каких случаях все-таки могут остановить машину на улице?
- Во-первых, при нарушении правил дорожного движения, во-
вторых, если есть данные о причастности водителя, пассажиров к
совершению дорожно-транспортного происшествия, административному
правонарушению или преступлению. В-третьих, если машина находится
в розыске. В-четвертых, при необходимости опросить водителя или
пассажиров, которые были очевидцами ЧП. В- пятых, когда перекрыто
движение на данном участке. И, в-шестых, если надо оказать помощь
раненным в аварии или сотрудникам милиции. Вот и все основания
для остановки транспортных средств.
- На бумаге-то все вроде бы гладко, а вот как будет на деле?
Необоснованно остановивший машину автоинспектор всегда может
сказать, что автомобиль, мол, похож на тот, который в розыске...
- Если есть сомнения, водитель может направить запрос, скажем,
в городскую автоинспекцию или к нам, и все выяснится. В том
случае, если автоинспектор был не прав, его ждут неприятности.
Вообще когда на кого-то приходит много жалоб, то такого
сотрудника либо переводят на другую работу, где не нужно иметь
дело с людьми, либо (если он профессионально непригоден или
злоупотребляет своим должностным положением) увольняют.
- Жалобы - единственный критерий профнепригодности?
- Количество жалоб имеет, безусловно, большое значение. И
вообще результаты работы нашего сотрудника будут оцениваться с
учетом общественного мнения. Другой важный критерий - снижение
аварийности, количества ДТП на "опекаемом" инспектором участке
дороги.
- При таком суровом подходе кадровый отсев может быть весьма
высоким. Сколько же сотрудников увольняется из Госавтоинспекции?
- Шесть с половиной тысяч - в прошлом году, из них 1200 - по
отрицательным мотивам.
- А общая численность?
- В ГАИ работает порядка 100 тысяч человек. Как видим,
обновление кадров идет весьма интенсивно.
- Знаю, что раньше на работу в московскую ГАИ набирали в
основном иногородних, "по лимиту". Культурный уровень у них
нередко был весьма низким. В немалой степени и от этого
конфликтов возникало немало. А сейчас?
- Ситуация меняется в лучшую сторону. Вакансий в столице не
так уж много, и в инспектора идет все больше москвичей.
- Говорят, разрабатывается и будет внедряться талон замечаний,
но теперь уже не для водителей, а для сотрудников
Госавтоинспекции. Это правда?
- Да. Такие талоны замечаний и предложений планируется выдать
каждому водителю для внесения туда предложения, жалобы, а может
быть, и благодарности.
- Обычно к реформам прибегают тогда, когда дела резко
ухудшаются и надо экстренно спасать положение. Справедливо ли это
и по отношению к ГАИ?
- Нет. У нас как раз все наоборот. Аварийность на дорогах
снижается на протяжении многих лет. По сравнению с 1991 годом
число погибших уменьшилось на 10 тысяч человек, раненых - на 36
тысяч. Людей, сохранивших свою жизнь, столько же, сколько погибло
в афганской войне. Постоянно снижается и число дорожных ЧП. Это
при том, что количество транспортных средств возросло за эти же
годы с 27 до 33 миллионов.
- Если число погибших сократилось на 10 тысяч человек, то
сколько же всего граждан находит смерть на дорогах России?
- В прошлом году в авариях погибло 27,7 тысячи, ранено было
177,9 тысячи россиян. В среднем каждые 20 минут где-нибудь на
дороге гибнет человек, каждые три минуты - кто-то получает
ранения. Это страшные цифры. Нередко трагедия происходит оттого,
что за рулем был пьяный водитель или лихач. Ежегодно наша
статистика фиксирует 1,6 миллиона фактов управления транспортом в
состоянии опьянения; 10,7 миллиона случаев превышения скорости;
полтора миллиона нарушений правил обгона.
- Аварии происходят нередко из-за плохих дорог
- Да, и мы требуем у дорожных служб наведения здесь порядка,
выдаем десятки тысяч предписаний, обязательных для исполнения. В
среднем в течение года запрещаем эксплуатацию свыше двух тысяч
участков автодорог Однако нередко ремонт их идет очень медленно
из-за отсутствия денег
- Редакция получает много писем по поводу техосмотра машин.
Читатели жалуются на огромные очереди, придирки, поборы, трепку
нервов. А теперь вводится еще и инструментальный контроль...
- Инструментальный контроль - особый вид деятельности,
требующий лицензирования. Пока об этом говорить рано. Хотя,
конечно, дело необходимое и весьма перспективное. Но торопиться
здесь нельзя. По мере развития станций диагностики и создания
необходимых условий будет совершенствоваться и система
технического осмотра транспортных средств. Но решать проблему
одним махом, создавать для людей нервотрепку - недопустимо.
Приведенная не так давно проверка показала, что на некоторых
московских пунктах инструментального контроля в очередях стояло
до 80 машин.
- Когда, на ваш взгляд, легковой автомобиль должен
подвергаться детальным проверкам с использованием
контрольно-диагностического оборудования и приборов?
Например, в Москве?
- Я думаю, после десяти лет с момента выпуска. Но ежегодно
должен проводиться обычный технический осмотр.
- Недавно средь бела дня в Москве угнали дорогой служебный
"мерседес" высокопоставленного российского чиновника.
Воровство машин по-прежнему является в России серьезной
проблемой. Каковы здесь тенденции - ухудшается ситуация или
улучшается?
- Улучшается, и весьма заметно. Сравните: в 1992-м было
украдено 187 тысяч автомобилей, в прошлом году - 82 тысячи. То
есть на 105 тысяч меньше. А в нынешнем количество угнанных
уменьшилось еще на 13 процентов. Кроме того, удалось разыскать
свыше 87 тысяч украденных транспортных средств. Во многом это
стало возможным благодаря активизации работы ГАИ по борьбе с
преступностью.
- Хочу спросить о нарушениях, не связанных со стрельбой.
Сегодня на дорогах рябит в глазах от синих проблесковых
маячков, спецсигналов. Их устанавливают все кому не лень. Что
происходит?
- Согласен с вами. В иные дни наши сотрудники останавливают 60
- 70 машин, на которых незаконно смонтированы спецсигналы. Но все
ограничивается обычно штрафом (максимум 250 рублей). По закону мы
не имеем права ни снять эти спецсигналы, ни задержать машину. Вот
и продолжаются эти безобразия. Надо совершенствовать
законодательство...
- Сколько же всего машин с "мигалками"?
- В Москве и области - примерно три тысячи. Тысяча
спецсигналов установлена незаконно, а на двух тысячах автомобилей
все оформлено должным образом. Тоже, конечно, много. Надо
пересматривать список.
- И последний вопрос. Верховный суд России в марте этого года
принял решение по поводу выдачи водительских удостоверений взамен
утраченных или похищенных. Но на местах, судя по письмам
читателей, не всегда действовали в соответствии с этим решением.
Почему?
- Потому что не было соответствующего постановления
правительства. Теперь такое постановление принято (N 559). И
повсюду выдача водительского удостоверения взамен утраченного или
похищенного, а также временного разрешения на право управления
транспортным средством производится без сдачи экзаменов.



06-07-1998, Труд