Хрупкая ветвь оливы
НИКИТА ШЕВЦОВ.
ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАНА И ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ОБСЕ.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
еще сравнительно молода. Она возникла на основе созданной в 1975
году в Хельсинки структуры Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе. В рамках СБСЕ был накоплен богатый опыт
- приняты хельсинкский Заключительный акт, парижская Хартия для
новой Европы, а также многие другие документы, которые ныне
регулируют деятельность ОБСЕ. Решение о преобразовании СБСЕ в
организацию было принято на Будапештском саммите 1994 года. С тех
пор сделано немало для превращения ОБСЕ в подлинную региональную
организацию, как это и предусмотрено Уставом ООН.
Наш корреспондент беседует с постоянным представителем
Российской Федерации при Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе Олегом БЕЛОУСОМ.
- Олег Николаевич, какое место занимает ОБСЕ в системе
европейской безопасности?
- Россия рассматривает ОБСЕ как ключевую организацию,
обеспечивающую стабильность и безопасность, а также укрепление
сотрудничества и партнерства на всем пространстве от Ванкувера до
Владивостока. Такая роль принадлежит ОБСЕ в силу состава ее
участников, куда входят как североамериканские государства - США
и Канада, так и все европейские страны, в том числе бывшего СССР,
включая центральноазиатские. По своей компетенции - и это главное
- она является единственной организацией, которая правомочна
принимать решения по всему комплексу вопросов безопасности - от
военно- политических до экономических и гуманитарных, являющихся
политически обязывающими для всех государств региона.
- Какой вклад вносит Россия в укрепление европейской
безопасности в рамках деятельности ОБСЕ?
- Россия выдвинула идею о разработке Хартии европейской
безопасности для Европы XXI века. Выступая с этим предложением,
наша страна исходила из того, что Европа, вышедшая из периода
конфронтации и идеологического противостояния, нуждается в
осмыслении нынешнего периода ее развития, в определении
параметров подлинного партнерства государств, распространяющегося
на такие сферы, как обеспечение военно-политической стабильности,
уважение верховенства закона, достижение экономического и
социального процветания. В декабре 1997 года Совет министров
иностранных дел ОБСЕ принял решение о начале конкретной работы
над Хартией. Сейчас эта работа разворачивается в Вене, где во
дворце Хофбург находится штаб-квартира организации.
Российская сторона уже внесла конкретные предложения в виде
возможных разделов Хартии, в частности о превентивной дипломатии,
урегулировании кризисов и поддержании мира, об экономическом
измерении общеевропейской безопасности и сотрудничества, а также
по вопросу укрепления и развития ОБСЕ. Готовятся и другие
российские инициативы. Обсуждаются также предложения, внесенные
США, странами ЕС, Норвегией, совместные инициативы Германии,
Польши и Франции. Все это создает основу для продуктивной работы.
Однако приходится констатировать весьма серьезные расхождения по
ряду важных вопросов. Поразительно, но возникают споры о
действительности и обязательности базового принципа современного
международного права - запрета угрозы силой или применения силы.
Не всеми признается пока действительно ключевая, центральная,
системообразующая роль ОБСЕ. Есть попытки чрезмерно выпятить роль
НАТО, отойти от основополагающего принципа консенсусного принятия
решений ОБСЕ, наделить ее функциями, граничащими с вмешательством
в решение внутригосударственных проблем.
- Какими конкретными возможностями и инструментами обладает
ОБСЕ для реализации своей роли?
- К числу таких инструментов относятся, в частности, миссии
ОБСЕ, которые действуют в ряде стран Юго- Восточной Европы,
некоторых государствах СНГ, в Эстонии и Латвии. Их основная
задача заключается в том, чтобы способствовать поиску путей
выхода из кризисных ситуаций и содействовать обеспечению прав
человека, в частности национальных меньшинств, оказывать
поддержку в создании правового государства и демократического
общества.
Членами миссий являются граждане государств ОБСЕ. В их состав
входят, в зависимости от мандата миссии, специалисты в области
гуманитарного права, избирательных систем и организации выборов,
а также военные эксперты, дипломаты. Миссии назначаются
действующим председателем ОБСЕ (в текущем году им является
министр иностранных дел Польши Б.Геремек) по согласованию с
заинтересованными странами, и прежде всего с руководством тех
государств, где они размещаются.
В качестве примера можно отметить, что миссии ОБСЕ в
сотрудничестве с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных
меньшинств делают немало для обеспечения прав русскоязычного
населения в Латвии и Эстонии. При разработке соответствующего
законодательства, касающегося обеспечения прав населения,
руководство этих стран должно в полной мере учитывать
рекомендации ОБСЕ.
- Какие меры предпринимает ОБСЕ для выхода из косовского
кризиса?
- В ОБСЕ активно обсуждаются пути содействия выходу из
косовского кризиса, естественно, при уважении территориальной
целостности СРЮ и обеспечении соответствующей автономии косовских
албанцев. На основе итогов переговоров Б.Н.Ельцина с президентом
СРЮ С.Милошевичем ОБСЕ предложила Югославии обсудить вопрос о
приеме ее миссии в Косово и об участии СРЮ в работе организации.
Проблема заключается в том, что в 1992 году участие СРЮ в ОБСЕ
было приостановлено.
Россия твердо выступает за восстановление членства Югославии,
считая, что ее возвращение в эту организацию позволило бы вести
более предметный диалог с югославскими властями, касающийся, в
частности, и урегулирования косовского кризиса.
В качестве практического шага уже расширено присутствие ОБСЕ в
Албании и бывшей югославской республике Македонии для наблюдения
за ситуацией в приграничных с Косово районах этих стран в целях
выявления потока беженцев, а также переброски в Косово вооружений
и боевиков.
Представители посольств стран ОБСЕ в Белграде на регулярной
основе отслеживают ситуацию в Косово, представляя соответствующую
информацию в Организацию по безопасности и сотрудничеству в
Европе. Но главное, конечно же, заключается в том, что ОБСЕ
стремится оказать необходимое воздействие как на власти СРЮ, так
и на косовских албанцев с целью налаживания постоянного диалога
между ними в интересах выхода из создавшейся кризисной ситуации.
- Сейчас в НАТО обсуждаются варианты военного давления на
Югославию, в частности превентивного развертывания натовских сил
в Албании и Македонии. Что можно сказать по этому поводу?
- Хотел бы в этой связи вернуться к российскому предложению о
превентивной дипломатии урегулирования кризисов и поддержания
мира. В этом предложении рассматривается и проведение операций по
поддержанию мира. Следует подчеркнуть принципиальную позицию
нашей страны: операции по поддержанию мира могут проводиться
только по мандату ООН и ОБСЕ. Причем осуществление принудительных
действий является исключительно прерогативой Совета Безопасности
ООН.
Поэтому мы считаем недопустимыми любые самостоятельные решения
и действия НАТО в сфере поддержания мира.
ВЕНА.
06-07-1998, Труд