TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

дженерал моторс: лобовое столкновение

ВИССАРИОН СИСНЕВ,СОБ. КОРР. "ТРУДА".
Локальная стачка на двух заводах компании в штате Мичиган
превращается в схватку, где не будет победителей. Чем-то это
похоже на конфликт шахтеров с нашим правительством...
Когда я связался по телефону с пресс-центром съезда
Объединенного профсоюза автомобилестроителей (ОПА), проходившего
в Лас-Вегасе (пресса его, как обычно, замалчивала), и спросил,
что решено насчет стачки в Мичигане, мне сообщили формулу,
которую произнес с трибуны президент объединения Стивен Йокич:
"Мы будем продолжать забастовку, пока не победим. Мы всегда
продержимся на один день дольше компании". Мне дали понять, что
противоборство с корпорацией "Дженерал моторc", начавшееся 5
июня, почти наверняка не закончится к периоду ежегодной летней
остановки автопредприятий на две недели общих отпусков.
Так оно и случилось, стачка продолжается, хотя заводы начали
закрываться, так сказать, планово. Впрочем, со стороны "Дженерал
моторс" это не более чем хорошая мина при плохой игре: 24 из 30
ее сборочных заводов уже стояли, а около 170 тысяч рабочих
слонялись без дела. Но никто не упрекнул тех, из-за кого все это
произошло: с бастующими, как положено в ОПА, одном из сильнейших
отраслевых профсоюзов, выражали братскую солидарность.
А началось все в небольшом городке Флинт, где три четверти
работающих так или иначе связаны с двумя заводами "ДМ" -
штамповочным и запчастей. Раньше процент был еще выше, но с 70-х
годов число рабочих мест на этих предприятиях сократилось с 75 до
33 тысяч.
Это и есть коренная причина, по которой забастовщиков
поддерживают не только товарищи по профсоюзу, но и буквально все
жители Флинта. В том числе торговое сословие, благосостояние
которого напрямую связано с благосостоянием и численностью
рабочей силы "ДМ".Сейчас, как сообщают из Флинта, в основном
бизнес делают ростовщики и ломбарды: стачечного пособия не
хватает, и автомобилестроители понесли в заклад телевизоры,
радиоаппаратуру, часы и прочее. Официально, для общественного
мнения, конфликт подается как протест против экспорта рабочих
мест в Южную Америку и Таиланд, непосредственно участвует в нем
9800 человек.
Но под этим общим лозунгом, который, естественно, никакой
сознательный член профсоюза не откажется поддержать, кроется, как
мне рассказали знающие люди, "местная специфика". Заключается она
в том, что отделение ОПА во Флинте ввело правило, по которому
рабочий, выполнив дневную норму, может покинуть цех, даже если он
управился за полсмены. Хотите, чтобы он трудился дальше, -
платите сверхурочные. И дирекция платила - 33 миллиона за 1997
год. А куда денешься, когда конкуренты - "Форд" и "Крайслер" -
наступают на пятки? Результат, как утверждает вице-президент "ДМ"
Дональд Хакуорт, таков:
годовые убытки во Флинте равны 50 миллионам долларов.
Отсюда решение компании сократить рабочую силу еще на 11 тысяч
единиц, поскольку ряд производственных операций действительно
перемещается на другие предприятия, пока еще внутри страны.
Планировалось вложить в модернизацию бастующих заводов 300
миллионов долларов, из которых 120 уже вложены. Но остальные,
сказал Хакуорт, пойдут на другие цели, компания не собирается
расходовать средства на убыточные предприятия, если профсоюз не
откажется от "работы по правилам". Что он вроде бы обещал на
предварительных переговорах, но документально это не было
закреплено, а потом профлидеры передумали.
Более того, руководство "ДМ" пересматривает планы общих
капиталовложений в свою империю здесь, в США, на тот случай, если
забастовка затянется надолго: у него просто не будет тех 21
миллиарда долларов, о которых шла речь.
Сейчас компания каждый день теряет 60 миллионов долларов, ибо
ее обычные 20 тысяч автомашин разных модификаций просто не сходят
с конвейеров из-за отсутствия комплектующих. А это, напомню,
такие популярные "колеса", как "Шевроле", "Бьюик", "Понтиак",
"Кадиллак", "Олдсмобил". Спрос на новые машины в США стабилен, и,
стало быть, освобожденную этими марками нишу заполняют своими
моделями другие корпорации, в том числе японские, и отвоевать
прежнее место под солнцем для "ДМ" будет непросто.
Вот тут и возникает вопрос, крамольный, с точки зрения тех,
кто считает, что пролетариат всегда прав: разумно ли, справедливо
ли, а главное, перспективно ли нынешнее выступление
автомобилестроителей? Начать с того, что не такой уж они
беспортошный пролетариат. Например, по данным компании, средний
заработок бастующих штамповщиков за прошлый год равнялся 98
тысячам долларов. Для сравнения: конгрессмен получает 136673
доллара в год. Жить, прямо скажем, можно. Пока, конечно, еще
функционирует их завод во Флинте. Но ясно, что терять и дальше по
полсотни миллионов в год "ДМ" не намерена, и заставить ее это
делать не сможет никто.
Как никто не сможет ей помешать перевести предприятие хоть в
другой регион Соединенных Штатов, хоть за границу - нет таких
законов. Такие прецеденты уже были.
Разумеется, "ДМ" при этом понесет немалые потери, но она-то
это как-нибудь переживет, при ее-то резервах наличности, которые
даже сейчас, после уже понесенных убытков, превышают 13
миллиардов долларов. Это примерно валютный запас России. Если со
съезда ОПА в Лас-Вегасе раздавались не просто боевые кличи ради
вдохновления "своих", если борьба действительно пойдет на
взаимоуничтожение, то можно лишь посочувствовать рабочим Флинта.
Не желая лишиться части, они рискуют потерять все, если не будет
найдет разумный компромисс между профсоюзом и компанией.
ВАШИНГТОН.



06-07-1998, Труд