Атомоход утонул в море тайн
7 ноября, во второй половине дня завершилась операция по
подъему на поверхность тел подводников, погибших в Баренцевом
море вместе с атомной подводной лодкой "Курск".
Норвежское судно "Регалия", с которого осуществлялись
водолазные спуски, снялось с якоря и взяло курс на Берген.
"Регалия" ушла, а ряд вопросов о том, что связано с катастрофой,
остался.
Прежде всего это касается известных противоречий в заявлениях
военных, официальных лиц, расследующих причины гибели подводного
крейсера. Стоило главнокомандующему Военно-морским флотом России
адмиралу Владимиру Куроедову сообщить, будто 3 ноября тяжелый
атомный ракетный крейсер "Петр Великий" обнаружил в районе
катастрофы иностранную подводную лодку, скрытно пробравшуюся туда
с неизвестной целью, как заместитель командующего Северным флотом
вице-адмирал Владимир Доброскоченко во всеуслышание заявил:
никакой иностранной подлодки там не было. Какой-то
гидроакустический контакт на "Петре Великом" 3 ноября и в самом
деле зафиксирован. Для классификации цели вылетала даже
противолодочная авиация Северного флота. Однако лодку не нашли,
поэтому контакт, считает Доброскоченко, ложный.
Даже если бы иностранная субмарина и в самом деле появилась в
районе аварии "Курска", - какова могла быть цель этого тайного
"визита"? Уничтожить следы предполагаемого подводного
столкновения? Но каким образом это сделать прямо под килями
"Петра Великого", гидрографического судна "Семен Дежнев" и
спасательного судна "Алтай", стоявших в тот день здесь на якорях?
Командование нашего ВМФ вслед за главкомом адмиралом
Куроедовым давно сосредоточилось на одной версии: "Курск", мол,
погиб в результате столкновения с иностранной подводной лодкой. И
точка. "У меня есть факты, но пока не хватает доказательств. Они
обязательно будут, это вопрос времени", - пообещал Куроедов
накануне вчерашнего заседания правительственной комиссии по
расследованию причин трагедии.
Главкома тут же поддержал его Главный штаб. Неназванный
представитель этой структуры заявил даже, что любые иные
предположения командование флота комментировать не станет. А
единственная задержка в обнародовании уже известных штабу фактов
только в том, что пока невозможно со стопроцентной уверенностью
установить национальную принадлежность "лодки-убийцы". На Западе
не скрывают, что в день гибели "Курска" за учением наших моряков
следили две атомные подлодки ВМС США - "Толедо" и "Мемфис", а
также британский атомоход "Сплэндид".
Загвоздка в том, что, скорее всего, с военными моряками не
согласен вице-премьер Илья Клебанов, возглавляющий ту самую
правительственную комиссию, на которой они вчера отчитывались.
Причем сведения у Клебанова, похоже, настолько противоречивы, что
он уже отказался от собственного памятного обещания именно 8
ноября поставить окончательную точку в расследовании.
Справедливости ради надо признать, что версия подводного
столкновения имеет весьма широкую поддержку среди специалистов.
Те, кто уже разглядел тут именно "американский след", в последние
дни усматривают в событиях прямо-таки политический детектив.
Случайно ли, спрашивают они, спасательная операция в Баренцевом
море завершилась именно в день президентских выборов в
Соединенных Штатах? Ведь "Регалия" принадлежит фирме
"Халлибертон". Вы не поверите, но до августа нынешнего года эту
корпорацию возглавлял Ричард Чейни, бывший шеф ЦРУ. А именно он
баллотировался на пост вице-президента в связке с Джорджем
Бушем-младшим.
Ну и что из этого, можете вы спросить? Жизнь покажет. Пока
точно известно лишь, что все работы на "Курске" прекращены. Но на
погибшем крейсере, вероятно, столько тайн, что место его
последнего погружения денно и нощно будут сторожить корабли
Северного флота.
Сергей ИЩЕНКО.
09-11-2000, Труд