Плавучий небоскреб для голубого потока
Наш специальный корреспондент ведет репортаж с берегов Босфора
о необычном рейсе уникального судна-трубоукладчика, который
соединит подводной газовой магистралью черноморские берега России
и Турции.
Мне не раз доводилось проходить на различных торговых и
пассажирских судах, в том числе и очень больших, через Босфор. Но
то, что я увидел утром 6 августа, не идет ни в какое сравнение с
прошлыми впечатлениями. В голубой извилистый поток пролива,
разделяющего азиатскую и европейскую части Турции, медленно
входило со стороны Мраморного моря нечто такое громадное, что
казалось, будто зеленые гористые берега сразу стали ниже, да и
сам Босфор визуально уже воспринимался не таким широким и
полноводным...
В целях безопасности турецкие морские власти на все время
следования через пролив судна-платформы "Сайпем-7000" (а это
почти восемь часов) запретили здесь движение других кораблей.
Помню, с какой гордостью весной 2000 года в Милане специалисты
фирмы Сайпем - дочернего предприятия итальянского концерна ЭНИ -
рассказывали нам, российским журналистам, о "секретном оружии"
российско-итальянского газового альянса - уникальном судне
"Сайпем-7000", которое уложит основную часть магистрали "Голубой
поток" в Черном море на глубине до 2150 метров. Аналогов кораблю-
гиганту, как и всей этой стройке, в мире нет. Длина судна -
двести метров, ширина - сто. В рабочем состоянии "Сайпем-7000"
возвышается над водой почти на две сотни метров. "Плавучий
небоскреб" построен на верфях Триеста и изначально предназначался
лишь для морской добычи нефти. Но в ходе модернизации в
Роттердаме на палубу установили два мощнейших крана, каждый из
которых способен поднимать по семь тысяч тонн груза. Между
кранами смонтировали стальную башню высотой 135 метров. Именно с
этой башни при помощи кранов-великанов на морское дно будут
укладывать группы автоматически сваренных секций газовых труб.
Как пояснили специалисты, "Сайпем-7000" способен сваривать и
укладывать на грунт готовую трубу со скоростью четыре километра в
день. На мой вопрос, как на огромной глубине можно уложить трубу
в точно намеченное "русло", эксперты фирмы ответили, что здесь
все тщательно продумано. По трассе заранее устанавливаются
радиомаяки. В наиболее сложных местах задействуют специальную
акустическую систему. Укладка трубы координируется из космоса
через спутник. После этой операции будет проведен подводный
видеоконтроль трассы с помощью специальных роботов, оснащенных
телекамерами. Так что отклонение трубы от намеченного курса
исключено.
Специалисты убеждены и в том, что чрезвычайные происшествия
технического или экологического характера во время работ на
Черном море и при дальнейшей эксплуатации газопровода также
совершенно невероятны, ибо проведен тщательный и всесторонний
экологический мониторинг, подобраны особые сорта стали. Такой
металл не подвергается коррозии даже в агрессивной водной среде,
насыщенной сероводородом. Изоляция тоже будет очень прочной и
надеждой.
... Между тем "Сайпем-7000", за которым мы наблюдаем с берега
Босфора, продолжает медленно двигаться по проливу в сторону
Черного моря. На набережных, на балконах и смотровых площадках
многочисленных вилл и отелей собралось немало любопытных
зрителей.
Самый сложный участок этого необычного рейса - мосты через
Босфор. В рабочем положении "Сайпем-7000", конечно же, не может
пройти под мостами, хотя их пролеты и возвышаются над водой более
чем на 60 метров. Поэтому неподалеку от первого моста судно
останавливается часа на два, чтобы взять на борт балласт.
Заметно, как осадка увеличивается, корпус платформы
притапливается. Палубные краны укладываются горизонтально, и
"Сайпем-7000" продолжает свой путь к следующему мосту.
На судне, палуба которого сравнима по площади с двумя
футбольными полями, работают 350 человек. Для экипажа и
технического персонала создан максимум комфорта. Здесь есть и
ресторан, и кинотеатр, и спортивный зал. Пренебрегая старой
морской байкой о том, что, дескать, женщины в плавании - не к
добру, на "Сайпем-7000" работает представительница прекрасного
пола. Причем единственная женщина - не буфетчица или официантка,
а технический специалист, отвечающий за работу сложной системы,
которая контролирует процесс подводной укладки труб...
Нам пояснили, что в районах российского и турецкого побережья,
на относительно небольших глубинах, газопровод начнут
прокладывать другие, менее масштабные суда-трубоукладчики, а
фронт работы гиганта "Сайпем-7000" - открытое море.
Газпром сейчас активно осваивает крупнейшее газовое
месторождение "Заполярное", с которого будут осуществляться
основные поставки газа в Турцию. Для обеспечения подачи
природного газа с этого месторождения в "Голубой поток" на
территории России создаются дополнительные мощности. Завершено
строительство линейной части газопровода Фролово - Изобильное
протяженностью 630 километров. Проводятся строительно-монтажные
работы на трассе Изобильное - Джубга протяженностью около 370
километров, из которых уже проложено 65. Строятся также
компрессорные станции "Краснодарская" и "Ставропольская".
Развернуты работы на морском участке. На базу Самсун в Турции
завезены уже десятки тысяч тонн труб и другого оборудования.
В начале августа начнутся трубоукладочные работы на
мелководном участке трассы, а в сентябре приступят к прохождению
глубоководного участка. Как нам пояснили специалисты, первая
нитка морской части трубопровода может быть уложена уже до конца
текущего года и готова к эксплуатации ориентировочно в апреле
2002 года.
Для участия в мероприятиях по случаю прохождения судна
"Сайпем-7000" через пролив Босфор в Стамбул прибыли заместитель
председателя правительства Российской Федерации Виктор Христенко,
глава Газпрома Алексей Миллер, руководители ряда министерств и
ведомств, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы. В Стамбуле
находятся также деловые партнеры Газпрома из Италии и Турции.
На встрече с журналистами председатель правления Газпрома
Алексей Миллер высоко оценил совместную работу российских,
итальянских и турецких партнеров. На мой вопрос о перспективах
морского строительства газопроводов, Алексей Борисович ответил,
что "Голубой поток" - это хорошее начало. Работа по прокладке
газовых магистралей будет продолжена. На очереди "Северный
маршрут" - газопровод по дну Балтики в Западную Европу.
Геннадий ЯСТРЕБЦОВ, спец. корр. "Труда".
06-08-2001, Труд