Нева тонет в мазуте
САМОЙ ПОЛНОВОДНОЙ РЕКЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА ГРОЗИТ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
КАТАСТРОФА.
Невская, а точнее, ладожская вода по природе своей уникальна.
Во времена Екатерины Великой ее вывозили во Францию для мытья
голов великосветских красавиц. По мягкости своей эта вода тогда
была как дождевая. Вот только теперь, если свеситься с гранитной
набережной и вглядеться в мутные волны Невы, то даже на
мелководье дна не разглядеть. Зато мазутные пятна повсюду
переливаются всеми цветами радуги.
Несколько лет назад продавцы приспособлений для очистки воды
подняли в прессе шум по поводу низкого качества содержимого
питерских водопроводов. В ответ руководители ГУП "Водоканал -
Санкт-Петербург" устроили пресс-конференцию, на которой пили сами
и потчевали журналистов невской водой, прошедшей все стадии
очистки. Она и впрямь была вкусна, как родниковая.
А вот совсем недавно руководитель "Водоканала" Феликс
Кармазинов признался, что хотя и пьет водопроводную воду, но
только кипяченую. Скорее всего, он слукавил, потому что
употреблять ныне водопроводную питерскую воду даже после
кипячения - сомнительное удовольствие: в нос бьет хлором, цвет
желтоватый, а порой и нефтью попахивает. Не зря поимка даже
затрапезного ерша в черте города стала теперь событием. А если и
наловит кто мелочишки, то есть варево вряд ли станет - от ухи
тянет мазутом.
Что же произошло? Много неприятного. Осенью 1999 года на
Невских порогах напоролся на камни рудовоз, трюмы которого были
наполнены мазутом, и в Неву вылилось около 70 тонн вязкого
нефтепродукта. Большую его часть удалось собрать, но немало
тяжелых фракций осело на дно, они по сей день сплавляются вниз по
течению. Тогда водозаборные устройства удалось вычистить, хотя
хлопот у власти и экологов было много. Извлекли ли из этого
происшествия надлежащие уроки "отцы города" и транспортники?
Позволю сказать - никаких!
Совсем недавно на Васильевском острове у причала при заливе
мазутной смеси в бункеры рудовоза произошла очередная авария,
из-за которой в Неву попал мазут. Шлейф сгустков протянулся от
заводского причала более чем на километр по течению Невы и был
шириной до 800 метров. Суда Балтийского аварийно-спасательного
управления ликвидировали аварию, хотя, конечно, собрать весь
мазут не удалось и часть оказалась в Финском заливе...
Главная причина беды в том, что в Неву с ее сложным фарватером
и густонаселенными берегами нефтепродукты везут не специальными
танкерами с двойными стенками, а обычными, видавшими виды
рудовозами. Их сотни, ежегодно приходящих к причалам Петербурга.
Стоит такому судну пробить корпус - и содержимое трюма окажется в
воде. Новые экологически безопасные танкеры ныне почти не
строятся, на это нет средств. Можно утверждать, что пока мазут и
другие нефтепродукты будут возить в "старых калошах", а не в
современных танкерах, аварии гарантируются.
Меж тем Нева становится транспортно-нефтяной артерией
европейского масштаба. Два года назад в Петербурге был один
комплекс по перевалке нефтепродуктов, ныне таких более десятка. В
области, неподалеку от города Приморска, строится мощнейший
терминал по перевалке нефтепродуктов. В недалеком будущем здесь
вырастет порт, способный освободить российских экспортеров от
зависимости по перевалке нефтепродуктов от прибалтийских и
финских портов - зависимости, которая "съедает" у России миллионы
долларов. Но ясно, что введение в строй нового порта резко
увеличит число нефтеналивных судов, проходящих по Неве. И это
будут те же самые "старые калоши". Сколь-нибудь современных
радикальных мер по обеспечению экологической безопасности Невы не
принимается. Еще недавно производились вертолетные облеты
ладожского и невского фарватеров - сверху мазутные пятна и шлейфы
за судами хорошо видны. Ныне нет таких облетов: дорого! А платить
за нарушения никто не хочет.
Во всех цивилизованных странах действует жесткое
законодательство, которое исключает саму возможность уклонения от
ответственности виновников загрязнения окружающей среды.
Разработаны четкие методики исчисления нанесенного вреда и сумм
возмещения. У нас пока не закон действует, а эмоции. Недавно на
заседании городского штаба по транспорту отмечалось, что из 36
случаев разлива нефтепродуктов, которые были зафиксированы в этом
году, лишь с 14 виновников был взыскан штраф. Да и то в малых
размерах, которые никак не компенсируют нанесенный Неве
экологический урон.
Помните, у Пушкина - "Невы державное течение, береговой ее
гранит..." Что касается гранита, то на нем теперь мазутными
полосами четко отмечены перепады уровня воды. Принимать водные
ванны на пляжах питерских пригородов - в Репино, Солнечном,
Зеленогорске, без риска оказаться перепачканным мазутом, уже
невозможно. А купание в черте города вообще запрещено.
Об экологической катастрофе, грозящей Неве, хорошо осведомлены
многие ученые, и в отличие от руководителей города они этим
встревожены. Вот что сказал профессор Петербургского
государственного университета аэрокосмического приборостроения
Михаил Игнатьев:
- Полагаю, что следует максимально сократить перевозки
нефтепродуктов по Неве - они опасны не только для экологии реки,
но и грозят бедой таким культурным ценностям, как Эрмитаж,
Мраморный дворец, Государственный архив и другие памятники
русской культуры на невских берегах. Нам бы брать пример с турок,
которые строго лимитируют проход нефтеналивных судов через Босфор
и Дарданеллы. Не жалуют такие суда в своих проливах и датчане. А
у нас ради "быстрых денег" многие бизнесмены готовы идти на любой
риск, в том числе и экологический.
Трудно сказать, с кого именно нам надо брать пример. Но
учиться дальновидности, прозорливости, умению предупреждать, а не
порождать беды, рано или поздно придется. Уже настало время, в
полном соответствии с рыночными законами, поставить перед
перевозчиками нефтепродуктов вопрос ребром: хочешь зарабатывать -
приобретай экологически безопасные суда. Мазутным рудовозам и
всякого рода баржам с нефтью в Неву вход должен быть
категорически запрещен.
Дмитрий СТРУЖЕНЦОВ.
06-08-2001, Труд