TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

СКОЛЬКО ЕЩЕ РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ПРЕБЫВАТЬ В КОМЕ? В свое время Борис Ельцин, искавший поддержку Совета Федерации, бросил гу..

СКОЛЬКО ЕЩЕ РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ПРЕБЫВАТЬ "В КОМЕ"?
В свое время Борис Ельцин, искавший поддержку Совета
Федерации, бросил губернаторам знаменитую фразу: "Берите столько
суверенитета, сколько проглотите".
Проглотили. Но не все сумели переварить. Одним главам
субъектов Федерации, правда, удалось использовать свои обширные
полномочия для стабилизации и позитивных перемен в
социально-экономическом положении в своих регионах. Другие же
региональные лидеры встали на путь превращения субъектов
Федерации в "удельные княжества" с подконтрольными
правительствами и законодательными органами, которые принимали
нормативные акты, зачастую противоречащие федеральному
законодательству. Это усиливало хаос в сфере экономики и права.
В такой обстановке даже в тех регионах, что обладали
значительным промышленным потенциалом, богатыми природными
ресурсами и развитой инфраструктурой, не удалось избежать кризиса
в социально-экономической сфере, резкого снижения уровня жизни
населения. Такие области и республики стали хронически
депрессивными, в этом состоянии некоторые из них пребывают до сих
пор.
Посмотрим, например, на ситуацию в Республике Коми. К 2000
году состояние социальной сферы региона эксперты Института
социально- экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ
Уральского отделения РАН квалифицировали как "угрожающий кризис".
Более четверти населения республики жило за чертой бедности. За
период с 1993-1998 гг доля населения с доходами ниже
прожиточного минимума увеличилась с 22 до 26 процентов. В
структуре валового регионального продукта доля фонда заработной
платы в 1998 году сократилась до 26 процентов (при этом часть
начисленной зарплаты выдается не в денежной, а в натуральной
форме, что является лазейкой для увода наличных денег из
обращения). Разрыв между национальным доходом и личным доходом
граждан превысил 30 процентов.
Следствием этого стал зафиксированный специалистами к началу
третьего тысячелетия переход республики к депопуляции - иными
словами, к вымиранию населения. Так, за 1999-2000 годы его убыль
составила 130,4 тысячи человек, а это и вовсе почти 10 процентов
от общего количества жителей РК. В первой половине 2000 года
демографическая ситуация и вовсе резко ухудшилась: в январе - мае
уровень смертности превысил уровень рождаемости почти на 45
процентов, а в сельской местности - почти вдвое. Показатель
естественной убыли населения возрос в 2,3 раза, в городах - в 5,4
раза.
И все это - при наличии богатейших природных ресурсов, таких,
как нефть, газ и газовый конденсат, уголь, горючие сланцы, торф,
ценные породы древесины. Спад промышленного производства в
республике составил в 1999 году 32 процента. Износ основных
фондов в промышленности в целом превысил 49 процентов от их общей
стоимости. Убыточными стали большинство (60 процентов)
предприятий нефтеперерабатывающей, газовой, лесной,
деревообрабатывающей, сельскохозяйственной отраслей. К тому же в
результате применения на предприятиях основных бюджетообразующих
отраслей порочной практики использования трансфертных цен
налоговые поступления в республиканский бюджет сократились вдвое.
При этом бюджет принимается при очевидном дис- балансе доходной и
расходной частей.
Возросли объемы взаимных неплатежей. Задолженность по зарплате
к 1999 году составила более 2 миллиардов рублей. Безработица
выросла с 2,3 процента в 1993 году до 16,7 процента в1999-м, а в
ряде районов она превышает 20 процентов. В 18 из 20 районов
республики ситуация характеризуется как неудовлетворительная. Во
многих из них зафиксировано ухудшение всех параметров
хозяйственного и социального развития, а сами они превратились в
очаги экономического бедствия. Отсюда безудержный рост
преступности, значительную долю которой составляют экономические
правонарушения.
В структуре государственных финансов республики произошли
знаковые изменения. Из-за значительного снижения налоговых
поступлений сократились отчисления в федеральный бюджет.
Внушительная часть налоговых средств стала поступать не в
республиканскую казну, а на счета внебюджетных фондов. Контроль
за ними в значительной степени осложнен, что оставляет
многочисленные лазейки для злоупотреблений, в том числе -
нецелевого расходования государственных средств.
Как свидетельствует республиканская газета "Молодежь Севера"
(4.05. 2001 г ), "в отчетном докладе об исполнении
республиканского бюджета за 2000 год министр финансов РК
Александр Захаров обратил внимание депутатов на такую проблему,
как рост задолженности - по недостачам и хищениям в бюджетных
учреждениях республики. Министр с прискорбием сообщил, что только
за прошлый год недостач и хищений выявлено на сумму 3,6 миллиона
рублей. Как доложил главный финансист республики, "остаток по
недостачам и хищениям (есть, оказывается, и такая статья в
бюджете) на конец 2000 года возрос на 1,9 миллиона рублей и
составил 4,2 миллиона. Расхитители же госсредств в крупных
размерах (пардон, подозревавшиеся в их расхищении...) по чисто
российской традиции продолжают распоряжаться нашими деньгами в
органах исполнительной и законодательной власти".
К началу текущего года в производстве следственных органов
республики находилось 385 уголовных дел по фактам пропажи
бюджетных средств и имущества. Исполнительная власть, применяя
практику бюджетного кредитования коммерческих или
производственных проектов, не в состоянии обеспечить возврат
кредитов в республиканскую казну.
Так, в 1995 году из средств фонда госфинподдержки северного
завоза по распоряжению N315-р, изданному руководством республики,
было выделено некой Международной казачьей корпорации свыше 1
миллиона долларов - под гарантии московского "Градъ-банка", о
крайней ненадежности которого предупреждали независимые эксперты.
Как и следовало ожидать, банк вскоре исчез вместе с "казачьим"
кредитом.
Накануне дефолта 1998 года по распоряжениям того же
руководства республики (N 847-р от 11 августа и N865-р от 17
августа 1998 года) все из того же фонда, созданного для
финансирования северного завоза, выделяется 30 миллионов рублей
благотворительному фонду Стефана Пермского - "Усть-Сысольск".
Руководитель этого фонда сейчас находится под следствием.
На какие "благотворительные" цели были потрачены бюджетные
средства, до сих пор не известно. Как пока точно не известно и
то, куда и сколько ушло средств, выделенных из федерального и
республиканского бюджетов на нужды северного завоза.
О масштабах злоупотреблений в этой сфере красноречиво
свидетельствует названная на заседании правительства РК осенью
прошлого года астрономическая сумма целевых кредитов, выданных с
1993 года под завоз "на севера" товаров и топлива, но так и не
возвращенных государству - 1 миллиард 600 миллионов рублей! А
речь ведь идет о деньгах налогоплательщиков, которые на глазах
"верхов" щедро раздавались различным коммерческим структурам. В
том числе и заведомо сомнительным: по нескольку раз
"прокручивали" они полученные кредиты и затем попросту исчезали -
банкротились, ликвидировались. Их хозяева преспокойно оседали за
границей, куда заблаговременно переводились барыши от афер с
северным завозом.
Самое, пожалуй, примечательное в этой истории - указ главы
Республики Коми Юрия Спиридонова от 26 февраля1999 г "О
предоставлении отсрочки по уплате задолженности организациям,
осуществляющим завоз товаров в районы Крайнего Севера". В нем
речь идет о пролонгации долгов до 1 ноября 2005 года. По сути,
получается, своим указом глава исполнительной власти освобождает
злостных должников-мошенников от ответственности, в том числе
уголовной. А тем временем доля социальных расходов (то есть
именно на ту сферу, где уже возник угрожающий кризис) во
внутреннем республиканском продукте Республики Коми сократилась с
19,4 процента в 1992 г до 13,3 в 1999-м.
Сложившаяся ситуация не могла не сказаться и на
социально-политической обстановке. Среди населения растет
недовольство и недоверие к власти, формируется значительный
протестный электорат: на местных выборах каждый четвертый
избиратель стабильно голосует против всех кандидатов, что
предвещает надвигающийся политический кризис в республике.
В чем же причины столь бедственного положения в регионе с
достаточно высоким экономическим потенциалом? Ведь если
сравнивать Коми с другими административными образованиями,
сопоставимыми по климатическим условиям, природным запасам,
промышленно- производственным возможностям, - разница становится
очевидной.
Напрмер, в граничащей с РК Тюменской области
социально-экономическое положение куда благополучнее. Благодаря
внедрению на предприятиях лесной отрасли новейших технологий
область заняла ведущие позиции в деревообрабатывающей
промышленности. Наращивают мощности промышленные предприятия
Тюмени, обновляя за счет технического перевооружения основные
производственные фонды. Эффективная налоговая и финансовая
политика региональной исполнительной власти обеспечивает
бездефицитный бюджет. За счет областной казны установлены новые
тарифные ставки.
Сейчас в Тюменской области средняя заработная плата в
промышленности составляет 11 762 рубля. В Ямало-Ненецком
автономном округе средний уровень зарплаты колеблется от 10 700
до 18 400 рублей. В Ханты-Мансийском АО - от 11 900 до 16 200
рублей. Для сравнения: по данным Госкомстата Республики Коми,
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в
январе-апреле составила лишь 4 654 руб., то есть по меньшей мере
в 2,5 раза ниже. К тому же, как свидетельствует официальная
статистика, крупные и средние предприятия до сих пор не вернули
почти 100 тысячам своих работников около миллиарда рублей
просроченной задолженности по зарплате...
Каждый глава субъекта Федерации при вступлении в должность
дает присягу, в том числе обещает служить интересам населения,
оказавшего ему на выборах высокое доверие. Он получает
возможность управлять всеми природными и финансовыми ресурсами,
средствами производства, имуществом, принадлежащим людям,
населяющим данную территорию. Статья 9 п. 1 Конституции РФ
гласит: "Земля и другие природные ресурсы используются и
охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории".
Природные ресурсы Республики Коми тоже должны использоваться
на благо всех ее жителей, а не только избранных, пусть даже
демократическим путем.
Василий Кузнецов, депутат Госсовета Республики Коми.




06-08-2001, Труд